Бал «Летучей мыши» — статья в газете «Родники»

Через десять лет после премьеры спектакля «Под небом Парижа» театр «ФЭСТ» решил поставить еще одну оперетту в драматическом переложении. «Летучая мышь» Иоганна Штрауса — материал благодатный. Легкую, веселую комедию с прекрасной музыкой любят все. Для родного города Штрауса Вены эта оперетта стала знаковой. Ежегодно 31 декабря в Венской опере дают «Летучую мышь» и всегда с неизменным аншлагом.

Бал «Летучей мыши»   статья в газете Родники Бал «Летучей мыши»   статья в газете Родники В российских театрах оперетты «Летучую мышь» ставили множество раз, и со временем выработались определенные традиции постановок, в которых основной упор делается на музыкальные номера, а текст и актерское действие играют лишь вспомогательную роль.
Какую версию предлагает «ФЭСТ»? Музыкально-драматический спектакль на стыке двух жанров. За основу взято либретто драматурга Николая Эрдмана. Блестящий юморист, тонко чувствующий слово, он написал прекрасный, литературный, выразительный текст, который в постановках театров оперетты изменяется или сокращается. В спектакле театра «ФЭСТ» зрители услышат подлинный текст Эрдмана без купюр и изменений.
Несмотря на явный крен в сторону драматического действия, музыкальная ткань спектакля нисколько не пострадает. Сохранены все музыкальные номера, за исключением выходной арии графа Орловского. Этого вставного номера в оригинальном клавире нет. У Штрауса в этом месте совсем другой музыкальный номер, который и использован в спектакле.
Маэстро Штраус писал «Летучую мышь» для профессиональных певцов. Далеко не все артисты «ФЭСТа» обладают хорошими вокальными данными, но актерским пением владеют все. Поэтому в спектакле использован прием речитативного пения. Там, где актеры могут петь, они поют, там, где нет, — на фоне музыки идет действие. То есть, при сохранении музыкального материала в авторской редакции, несколько сокращена вокальная часть номера. Это было необходимо сделать потому, что у Штрауса музыкальные номера очень большие, с многочисленными повторами, вполне объяснимыми и красивыми при профессиональном вокале, но совершенно ненужными при актерском пении, так как растягивают и загромождают драматическое действие. Все актеры в спектакле поют «вживую». Музыкальные номера с ними готовила заведующая музыкальной частью театра Валерия Федоровна Возная.
Кроме собственной музыки «Летучей мыши» в «фэстовской» версии использованы и другие произведения Штрауса, которых нет в клавире оперетты. Известные вальсы, польки и галоп звучат в сцене бала и органично вплетены в действие спектакля. На их фоне разворачиваются основные коллизии волшебной ночи бала-маскарада у графа Орловского.
Спектакль «Летучая мышь» ставит режиссер Рената Соти Риади. Это ее шестая постановка в «ФЭСТе». Более десяти лет назад здесь начинался ее творческий путь дипломным спектаклем «Декамерон», который до сих пор включен в репертуар «ФЭСТа». Потом были «Мещанин во дворянстве», «Дюймовочка», «По щучьему веленью», «Самоубийца». Уже по одному этому списку видно, что Соти Риади — режиссер ярких, праздничных спектаклей, в которых много музыки, необычных ходов и нестандартных решений. Идея постановки оперетты силами драматических актеров тоже принадлежит ей, и замечательно, что она нашла свое воплощение в Мытищинском театре драмы и комедии.
В спектакле заняты лучшие актерские силы театра «ФЭСТ»: заслуженная артистка России Татьяна Полянская, заслуженный артист России Дмитрий Полянский, заслуженный артист Московской области Игорь Калагин, заслуженный артист России Антон Кузьменко, заслуженный артист России Игорь Бондаренко, заслуженный артист Московской области Фарит Халяпов, Елена Бондаренко, Ульяна Чеботарь, заслуженная артистка Московской области Наринэ Осипова, Сергей Гришаков.

Премьерные спектакли «Летучей мыши» состоятся 3,4,5,6,7 ноября.

А.УРАЛОВА
«Родники», 22 октября 2010 г.

Источник — http://yiv1999.narod.ru/Fest/FEST_List.htm

Комментарии закрыты