Через тернии к лаврам. Легенды и мифы мытищинского закулисья

В минувшую пятницу муниципальный театр драмы и комедии «ФЭСТ» отпраздновал двадцатипятилетие с момента основания. Поздравления артисты принимали прямо на рабочем месте, на главной сцене театра.
Через тернии к лаврам. Легенды и мифы мытищинского закулисьяОфициальной части как таковой не было: капустные номера мирно соседствовали с поздравлениями, снижая градус патетики и создавая на сцене семейно-непринуждённую атмосферу. Исполняющий обязанности главы Мытищинского района Андрей Чураков приветствовал творческий коллектив «ФЭСТа» не только как официальное лицо, но и как преданный зритель. Он вручил театру не просто ценный, а бесценный подарок к юбилею: возможность поехать в июне в Пятигорск, чтобы принять участие в XI фестивале театров малых городов России. Будем надеяться, что наших «Трёх сестёр» на фестивале оценят по достоинству!
Четверть века — срок солидный. Фэстовцы вполне заслужили право на традиции и… на собственную мифологию, которая присутствует в каждом уважающем себя театре. Мистические совпадения, таинственные истории и актёрские байки — без всего этого трудно представить себе театральную жизнь. Это такой же неотъемлемый атрибут наших представлений о профессии, как огни рампы, аромат кулис и пресловутая вешалка Станиславского. В истории творческого коллектива, как в древнерусских летописях, перемешаны реальные факты и поэтический вымысел.


Так и хочется спросить: а правда ли, что…

…первый аншлаг в Театре «ФЭСТ» ознаменовался курьезом?
Случилось это после первой реконструкции здания бывшего кинотеатра «Родина». В «ФЭСТе» появились полноценная сцена, гримерные, хранилище декораций. Улучшение материальной базы привело к закономерному качественному скачку, который никто не удосужился констатировать.
В один прекрасный вечер (давали то ли «Касатку», то ли «Мещанина во дворянстве», даже завтруппой не может вспомнить точно), наступил триумфальный миг аншлага. Все билеты были проданы, что для кассира явилось сюрпризом. В кассе привыкли к тому, что билетная книжка до конца не используется, и продолжали продавать билеты… следующего спектакля. Получилось ни много ни мало 200 мест-«двойников». Но фэстовцы нашли выход из положения — одолжили стулья в соседней школе. И начали привыкать к хорошему: к аншлагам, к предварительной записи на спектакли и всенародной популярности.
Феноменом в этом смысле стал поставленный в 2001 году спектакль «Под небом Парижа» по «Фиалке Монмартра» Кальмана. Мало того что по театральным меркам это настоящий долгожитель, очередь на представление, которое дают в фойе, расписана на годы вперёд. Звучит как миф, но это абсолютная правда! Недавно в «ФЭСТе» отметили 400-й спектакль, а осенью мытищинская «Фиалка» обновится: под руководством режиссёра Дмитрия Полянского умудрённые опытом ветераны передают эстафету аншлага талантливой молодёжи.

…лауреат национальной премии «Арлекин», любимый публикой артист Сергей Гришаков начинал свою театральную карьеру в качестве монтировщика декораций?

Сергей покорил жюри X Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» своим комедийным талантом. Специальный приз ему присудили за исполнение роли Фрау Брюкман в спектакле «ФЭСТа» по книге немецкого писателя Пауля Маара «Суббота каждый день». В апреле нынешнего года этот спектакль был показан в конкурсной программе фестиваля на сцене питерского театра «Зазеркалье».
Надо сказать, что триумфу в роли немецкой домомучительницы предшествовала целая галерея женских образов, включая Бабу-ягу и Шапокляк. На посвященном юбилею театральном капустнике Гpишаков (И.Я. — опять опечатки за «Родниками» править :-)) предстал перед публикой в сугубо мужском обличье: при бороде, посохе и шапке Мономаха. Вылитый Иван Грозный!
А насчет первой театральной профессии – истинная правда. Много лет назад, в минуту жизни трудную, священник в храме сказал будущему лауреату: «Какое первое объявление насчёт работы найдёшь, туда и иди». Так и выпала Сергею, словно витязю на распутье, дорога за кулисы «ФЭСТа», через тернии к лаврам.

Через тернии к лаврам. Легенды и мифы мытищинского закулисья…старые пальто для «Руслана и Людмилы» собирали по всем Мытищам?

Художник-сценограф всегда находится между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, режиссёр со своим творческим полётом от «я так вижу» до классического «не верю», с другой — директор театра с жёсткой сметой и немым укором во взоре. Правда, замечательный театральный художник Ирина Титоренко о режиссёрах, с которыми довелось работать в «ФЭСТе», говорит с глубоким уважением и даже с восхищением. Равно, как и о директоре театра Игоре Соколове, который явно не зря получил престижную награду на профессиональном конкурсе муниципальных служащих. Благодаря победе в этом конкурсе мы точно знаем, что лучший директор муниципального театра работает у нас, в Мытищинском районе!
Ирина Титоренко — большой, серьёзный мастер. И, что не менее важно для синтетического искусства театра, это человек команды. Она считает общение с коллегами одним из главных источников вдохновения: не только режиссер, но и артисты придумывают много интересного для оформления спектакля.
Ещё один мощный источник вдохновения — это зрители, которые всегда готовы помочь любимому театру в плане реквизита. Велосипед для спектакля про Субастика появился в театре после объявления в Интернете. А костюмы для «Руслана и Людмилы» действительно делались на основе собранных по всем Мытищам старых пальто! Так что, если хотите ощутить сопричастность творческому процессу, следите за объявлениями на сайте театра. Кто знает, что понадобится в следующий раз?
Пока худрук держит названия будущих спектаклей в секрете. Объявлять о них заранее, до начала репетиций, считается плохой приметой. Но на вопрос, будет ли среди премьер нынешнего года комедия, ответ был однозначным, и, к нашей общей радости, утвердительным!

…в «ФЭСТе» подумывают о съёмках телеспектаклей?

Об этом на юбилейной пресс-конференции рассказал художественный руководитель театра заслуженный артист России Игорь Шаповалов. Если можно так выразиться — с осторожной уверенностью.
Реализация идеи чревата целым рядом технических сложностей, но при этом сулит расширение спектра художественных возможностей театра. Телеспектакль — это же крупные планы, это же совсем другой формат общения актёра со зрителем! У всех ведущих артистов «ФЭСТа» есть преданные поклонники, которые готовы двумя руками проголосовать за воплощение телепроекта в жизнь.
Многие актёры уже имеют опыт съёмок в сериалах, который теперь можно будет использовать на благо родного театра. Тот, кто решил, что речь идёт о телеверсиях популярных спектаклей «ФЭСТа», глубоко ошибается. Только оригинальные проекты, спектакли, специально поставленные для съёмки на камеру.
«Неблагодарное дело — смотреть театральный спектакль в записи, — считает худрук. — Это эрзац. Телеспектакль — это другой вид искусства. Сейчас мы ведём переговоры с мытищинским телевидением, исследуем технические возможности, думаем о выборе литературной основы. Это честный подход. Я считаю такое направление перспективным. Получится или нет — другой вопрос, но к эрзац-продукту наш зритель не привык!»

«Родники», 22 мая 2013 г.
Опубликовано на сайте Игоря Янковского

Комментарии закрыты