Душа обязана трудиться

В июне исполняется 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, и в этом сезоне театр «ФЭСТ» впервые обратился к пушкинской теме. Спектакль «Пушкин. Предчувствие судьбы…», в котором тесно переплелись реалии жизни поэта и сцены из его маленьких трагедий «Скупой рыцарь» и «Каменный гость», представили литератор Анатолий Алексеевич Белкин и содружество актёров. Исполнитель роли Пушкина Игорь КАЛАГИН размышляет о спектакле и своём понимании личности поэта.

Душа обязана трудиться — Спектакль не ставился специально к юбилейной дате. Он задумывался года три назад. Анатолий Алексеевич Белкин предложил эту идею, и мы стали думать, смотреть, репетировать. Это — наша самостоятельная работа. Интересно было попробовать себя в трагедийной драматургии. Мы показали отрывки художественному руководителю театра Игорю Александровичу Шаповалову, и он сказал: «Надо ставить».
Играть Пушкина — большая ответственность, ведь он — историческая личность. Об Александре Сергеевиче написано много исследований, ещё больше домыслов, и у каждого сложился свой стереотип личности поэта. Мой стереотип укладывался в слова: «Пушкин — наше всё», и, к сожалению, это, как правило, всё, что мы знаем о нём.
Готовясь к постановке, мы копались в биографии Александра Сергеевича, читали его письма, узнали много нового. Моё мнение о Пушкине во многом переменилось. Все знают, Пушкин — гений, но, когда начинаешь понимать это через факты его жизни, то неординарность личности поэта раскрывается во всём объёме, со всеми плюсами и минусами. Сквозь призму времени до нас доходит далеко не всё. Из школьного курса литературы известно, что Пушкин конфликтовал с царским режимом. На самом деле были сложные взаимоотношения царя и поэта, но Пушкин не был ниспровергателем власти. Он отчасти даже стремился к сотрудничеству с ней, чтобы не думать о материальной стороне жизни и спокойно творить.
Когда мы начали разбирать «Маленькие трагедии», то показалось, что написаны они как-то минималистично и схематично. Но сколько за этим всего стоит! Сколько можно вкладывать и раскрывать! Это поистине шекспировский уровень. И у Шекспира, и у Пушкина всегда можно открыть что-то новое. Наверное, в этом и состоит гений.
В своей постановке мы решились на такой экстравагантный ход, как сделать слуг женщинами, тайно влюблёнными в своих хозяев. Мы провели параллель между Иваном в «Скупом рыцаре» и Лепорелло в «Каменном госте» и закольцевали её со сценами из жизни поэта, у которого была возлюбленная из крепостных. Мы, конечно, пошли на, мягко говоря, скользкий эксперимент, но считаю, что он получился удачным. Естественно, при таких трактовках всегда остаются какие-то вопросы, но для зрителей и должно что-то остаться недосказанным. Какой смысл ходить в театр, если тебе все по полочкам разложили, и спектакль не заставил задуматься, а ведь в театре человек должен трудиться душевно.

А.УРАЛОВА, В.НЕСТЕРОВ
«Родники», 22 мая 2009 г.

Комментарии закрыты