Герои наших дней

C сайта Игоря Янковского http://yiv1999.narod.ru/Fest/FEST_List.htm

В Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» с большим успехом идёт спектакль «Свои люди — сочтёмся!» по пьесе Александра Николаевича Островского. И вот — новое обращение к классику: в удивительно короткие сроки — два с небольшим месяца — в «ФЭСТе» поставлена одна из его лучших пьес «Волки и овцы».

Герои наших днейРабота над спектаклем началась с поездки в Костромскую область и посещения имения драматурга в Щелыкове. После читки пьесы режиссёр-постановщик Изольда Васильевна Хвацкая повезла туда актёров, занятых в спектакле. Скромный деревянный дом с маленькими комнатками сохраняется в первозданном виде, и здесь Александр Николаевич предстаёт не великим драматургом, а близким и понятным человеком, обременённым большим семейством и вечной нехваткой денег, радушным и гостеприимным хозяином. В 70-х годах XIX века на всю Россию прозвучал громкий судебный процесс в Костромской губернии над игуменьей Митрофанией, уличённой в подделке векселей. Это дело послужило толчком для написания пьесы «Волки и овцы», а Митрофания стала прототипом Мурзавецкой.
Пьеса ставилась многократно, и трактовки её были самые разные — от банального «волки съедают овец» до попытки подогнать авторский текст под некую режиссёрскую концепцию зарождения фашиствующего начала. Что же поставил «ФЭСТ»? Хвацкая — крепкий режиссёр школы Малого театра. В своих постановка она всегда идет от автора и старается максимально приблизиться к его пониманию слов и поступков персонажей. 


Герои наших дней Изольда Васильевна Хвацкая:
— Мне хотелось рас­смотреть, что представля­ют собой герои пьесы. И пусть зрители также рас­смотрят их и сами решат, кто есть кто. Пьеса была написана в 1875 году, но сегодня она актуальна, как никогда. Это — наша жизнь, в которой мы еже­дневно встречаемся с мурзавецкими и беркутовыми. Это — наша новая Россия, которая рождается с тру­дом, с большими пробле­мами и огрехами.
Никакой «чернушечности» в пьесе я не вижу. Она написана в жанре комедии, и комедийность надо выдерживать, чтобы сохранить стилистику автора. В пьесе есть и ли­рическая сторона, тема подлинной влю­блённости. Где же ещё можно найти выход из сложной ситуации, как не в любви? Может быть, Купавина приду­мала своего «принца» Беркутова, но она так искренне этому верит, что он, наталкиваясь на её чувство, вольно или невольно откликается на него. В какой-то мере Беркутов — герой наших дней. Он остановил преступление Мурзавецкой, уничтожил фальшивые векселя и приблизил к себе этих людей. «Можно же перестроить этот мир, — говорит он, — давайте попробуем жить по закону».
Да, за шикарными дорогими заборами — их можно считать оградами, а можно и клетками — сегодня живут очень обеспеченные люди. Вот мне и хотелось в урон нескольким скупым ремаркам автора заглянуть за эти заборы, увидеть, что же за люди там живут, приблизить их к нам, показать их тайный тёмный мир, их просчёты.


Герои наших дней Людмила Лобанова, заслуженная артистка Московской области:
— Моя героиня Меропа Давыдовна Мурзавецкая — властная, лицедействующая фарисейка, которая никому не даст спуску. Сначала мы трактовали её образ как деловой офисной женщины, но потом всё-таки пришли к Островскому. Готовимся заранее Где встретить Новый год в Подмосковье Заранее выгоднее. Скидки! Пьеса настолько актуальна сегодня, что даже страшно становится: ничего не изменилось за сто с лишним лет, все те же волки и овцы. Мурзавецкая — стопроцентный волк. По Островскому, более сильный волк Беркутов вроде бы должен её «съесть», но в нашей постановке всё гораздо интересней: v двух волков происхолит сговор.


Герои наших дней Игорь Бондаренко, заслуженный артист России:
— Лыняев, роль которо­го я играю, — персонаж ко­мический. Он богатый по­мещик, умный, разбираю­щийся в юриспруденции. С одной стороны, он — овца, а с другой, смотря по обсто­ятельствам, — волк. В пьесе Лыняев пострадал от дам. Его «окрутили» и застави­ли жениться. Но ему и са­мому хочется как-то «уста­каниться» в жизни. Тьма примеров тому, как женщи­ны вовремя взяли в руки мужчин, и из них получи­лись замечательные отцы семейств и хорошие работни­ки. Вот и для Лыняева женитьба может быть благом.


Герои наших дней Антон Кузьменко, заслуженный артист России:
— Про моего персонажа Беркутова можно сказать, что хотя он не принц, но всё равно на коне. В его лице по­является ещё более сильный прожор­ливый волк, который съедает мелких хищников. По тексту Островского не видно, чтобы Беркутов был явно от­рицательным персонажем. Он — чело­век новой формации, западного склада ума. В нём нет дремучей помещичьей хитрости. В шахматной ситуации он обыгрывает противника на десять хо­дов вперёд. Насколько я понимаю за­мысел режиссёра, Беркутов соблюда­ет свою выгоду, но делает это честно. В нём подразумевается и некоторый налёт романтизма. В тексте этому уделено очень мало места, так что приходится доигрывать жестами и взглядами.


Герои наших дней Надежда Лаврухина:
— И в нашем мире есть люди наивные и доверчивые. Такова и Евлампия Николаевна Купавина, дама, безусловно, романтическая. У Островского она до крайности доверчива и несведуща в юридических казусах. Но ведь и мы многих своих юридических прав не знаем. Тебе дают кипу бумаг на подпись, и как в них разобраться? Порою каждый из нас становится Купавиной. Евлампия Николаевна почти не знает света, ей не с кем поговорить по душам. Поэтому она с радостью принимает у себя столичную барышню Глафиру, одалживает ей свои туалеты, доверяется ей и в конечном итоге становится её подругой.


Герои наших дней Анжела Дмитриева-Чебакова:
— Глафиру можно рассматривать как новую «продвинутую» молодёжь. Она понимает, что если сама о себе не по­хлопочешь, то и никто этого не сделает. Глафира из тех деву­шек, которые выхо­дят замуж по любви, но за олигарха. Её методы «ловли» жениха более чем спорны, но, выхо­дя замуж за богача Лыняева, она и его делает счастливым. Дворянка с хорошим образованием и знанием светской жизни в Петербурге достой­на лучшей жизни, чем быть приживалкой Мурзавецкой или тихо сгинуть в монастыре.


В остальных ролях заняты: Аполлон Мурзавецкий — Сергей Метелкин, Анфуса Тихоновна — Нана Осипова и Елена Бондаренко, Чугунов — Фарит Халяпов, Клавдий Горецкий — Сергей Хапров, Павлин — Сергей Гришаков.

Премьера спектакля «Волки и овцы» в театре драмы и комедии «ФЭСТ» состоится 3, 4, 5 и 6 декабря.

А.УРАЛОВА
«Родники», 27 ноября 2009 г.

Комментарии закрыты