Игорь Ильин: «За роль не спрячешься»

В Мытищинском районе его многие знают в лицо. Заслуженный артист Мос­ковской области Игорь Ильин известен не только как актер и режиссер теат­ра драмы и комедии «ФЭСТ», но и как ведущий фестивалей, концертов и других масштабных мероприятий. Сегодня без него немыслимо ни одно торжество. Хотя все могло быть иначе, выбери в свое время выпускник Московского лесо­технического института работу инженером в НИИ, а не худруком студенчес­кого клуба.

Игорь Ильин: «За роль не спрячешься» — Игорь Владимирович, когда пришло осознание, что хотите связать свою жизнь с театром? Ведь сначала наверняка это было для вас хобби…
— У меня с детства был интерес к сцене. Я занимался в народном цирковом коллективе, вокально-инструментальном ансамбле и активно участвовал в школьной самодеятельности. Но даже мечтать не мог, что родители когда-нибудь увидят меня в спектакле и уж тем более по телевизору. Просто так сложилось. Пришел на втором курсе института в агитбригаду, а затем настолько «вкрутился» в общественную работу, что помимо занятости в нашем театральном коллективе помогал организовывать институту праздники и вел цирковой кружок. В итоге, когда по окончанию учебы должен был пойти работать в королёвский ЦНИИмаш, где писал диплом под руководством известного космонавта Валерия Рюмина, мне предложили остаться в Лестехе и продолжить заниматься самодеятельностью. Так я стал художественным руководителем студенческого клуба. Вскоре начались времена массового создания хозрасчетных объединений, и наш коллектив стал Молодежным хозрасчетным театром искусств «ФЭСТ», а ваш покорный слуга — его первым директором.
— Когда собрался полноценный коллектив под художественным руководством Игоря Шаповалова, успешно гастролирующий по стране и самостоятельно зарабатывающий, вы с ребятами решили стать профессиональными актерами и все вместе поступили в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина. Изменилось ли у вас тогда отношение к этой специальности? Очарование не прошло?
— Оно превратилось в понимание, что это тяжелый, но интересный труд. Оказалось, что в профессии актера все тоже делается по науке. А по дисциплине учеба в театральном вузе, по-моему, даже сложнее, чем служба в армии. Актерство во многом наполнено в первую очередь трудолюбием, а не вдохновением.
— А удача много значит для артиста?
— Она должна быть в жизни каждого человека. Но если говорить о карьере актера, то здесь успешность может выражаться по-разному. Одно дело суперпопулярность, когда артист снимается в кассовых фильмах и не может выйти на улицу без охраны. И другое — творческая обеспеченность, работа в замечательном профессиональном театре у талантливого режиссера, который тебя не калечит, не удовлетворяет свои амбиции, а раскрывает сильные стороны твоего таланта. В обоих случаях актеру очень повезло.
— Помимо разноплановых ролей в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ», среди которых утонченный придворный поэт Горацио в «Убийстве Гонзаго», прагматичный банкир Уранов в «Касатке» и директор тюрьмы Франк в «Летучей мыши», у вас неплохо складываются отношения с киноиндустрией. Вы снимались в сериалах «Петербургские тайны», «Дальнобойщики» и «Знаки судьбы», в программах центрального телевидения «Праздник каждый день» и «ЭТИКЕТка», были в составе режиссерско-постановочной группы фильма «Сибирский цирюльник». Вас устраивает, как развивается ваша карьера, или есть какая-то неудовлетворенность ?
— Недовольство собой — нормальное состояние любой творческой натуры. Сыграв одну роль, актер уже мечтает о другой. Покорив свой город, он грезит о столице, и даже прославившись на всю страну, будет стремиться в Голливуд. Если ты всем удовлетворен, останавливаешься в развитии. Нужно постоянно совершенствовать свое мастерство, но в меру, конечно, иначе можно от самоедства сойти с ума. Для творческого здоровья важно понимать не только свои промахи, но и успехи.
Конечно, кому-то моя карьера может показаться очень удачной. Я даже умудрился сняться в эпизоде голливудского блокбастера «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли. Но все-таки считаю, что с кино мы «на вы», потому что не снял пока своего фильма, только детский новогодний мюзикл «Дисней собирается друзей», вышедший на телеканале «Дарьял ТВ» 31 декабря 1999 года.
— Это была ваша дипломная работа в Институте современного искусства, которую на отлично оценил председатель дипломной комиссии известный кинорежиссер Марлен Хуциев. А что вас подтолкнуло пойти на третье высшее образование — режиссерское?
— С самого начала существования нашего театра мне приходилось много заниматься постановочной работой. И в итоге у меня возник резонный вопрос, так ли все это делаю. Конечно, я понимал основные режиссерские подходы, задачи, выстраивание событийного ряда, но нужно было подходить ко всему профессионально, а не интуитивно. И я решил освоить еще специальность режиссера телевидения и кино.
— Вы сказали, что мечтаете снять собственный фильм. Каким вы его представляете?
— Наиболее интересным для меня было бы историческое кино. Есть в обращении к прошлому что-то магнетическое, завораживающее на уровне метафизики. Я сам могу смотреть исторические фильмы бесконечно.
— Среди ваших театральных постановок больше детских спектаклей — «Возвращение Алисы из Страны чудес», «Морской волк», «Пиратские страсти» и т.д. Вам больше нравится работать для маленьких зрителей?
— Я всего-навсего занял ту нишу, которая была в театре «ФЭСТ». Взрослые спектакли у нас ставили Игорь Шаповалов и наши театральные педагоги из «Щепки» — Семен Баркан, Изольда Хвацкая, Владимир Лепилин. А детские вроде попроще, поэтому их поручали мне.
— Бытует мнение, что сделать спектакли для юных зрителей наоборот труднее.
— Они просто должны быть очень точными. Чуть ты отвлечешься от главной темы, займешься самовыражением, как сразу потеряешь зрителя. Детский театр — это, прежде всего, персональный театр. Каждый ребенок требует к себе огромного внимания. Поэтому в таких спектаклях должна быть четкая адресация на конкретный возраст, и обозначенную проблему обязательно нужно решить режиссеру а не «завешивать» ее. Это со взрослыми возможны интеллектуальные эксперименты, типа мы-то знаем о чем спектакль, а вы догадались? С детьми такое шаманство не проходит.
— Вам нравится этим заниматься?
— Разумеется. Причем я осуществляю постановки не только в нашем театре. К примеру, в конце 2010 года на сцене Пушкинского музыкального театра вышел мой спектакль «Золотой цыпленок», а недавно этот же коллектив снова пригласил меня в качестве режиссера, и сейчас готовится к выпуску музыкальный спектакль «Котенок по имени Гав». На новогодней елке в Колонном зале Дома союзов второй год идут мои спектакли. К тому же эта профессия помогает мне в организации тематических праздников.
— Будучи консультантом Управления культуры администрации Мытищинского района вы постоянно работаете в качестве сценариста и режиссера местных, областных, российских и даже международных мероприятий. Какое из них стало самым значимым для вас?
— Пожалуй, это открытие IX молодежных Дельфийских игр, которое проходило на «Арене Мытищи» в присутствии губернатора Московской области, депутатов Госдумы и других высокопоставленных лиц. В нем было занято более тысячи артистов, над выступлениями которых работала целая постановочная группа под моим руководством. Несколько месяцев я работал только над сценарием, и в итоге получилось грандиозное полуторачасовое шоу. Но я работаю не только на заказ. Если у вас вдруг появится желание познакомится с моим литературным творчеством, приглашаю открыть электронную книгу «Ильин Игорь. Стихи и проза» на narod.ru.
— Игорь Владимирович, а свое первое мероприятие помните?
— Конечно, оно меня всю жизнь преследует (Смеется). В 90-х годах «ФЭСТу» поручили сделать театрализованную программу ко Дню города. Помню, я пошел тогда в наш историко-художественный музей на встречу с краеведом Геннадием Смирновым. Он стал мне рассказывать об истории мытищинской земли, начиная с ее первого хозяина Владимира Храброго, брата Дмитрия Донского. И меня осенило, что последовательность стендов выставочной экспозиции — это готовый сценарии с участием известных исторических личностей — императрицы Екатерины Великой, предпринимателя Саввы Мамонтова, полководца Александра Суворова, писателя Петра Чаадаева, героев мытищинского ополчения 1941-го года и других. С тех пор, а это было еще при первом главе Мытищинского района Анатолии Астрахове, за нами словно закрепили проведение культурно-массовых мероприятий, а та театрализованная программа до сих пор живет. Отрывки из нее используются на разных торжествах…
— …к которым вы не только пишете сценарии, но и ведете их. Легко ли освоить профессию конферансье?
— Это либо дано, либо — нет. Бывает, замечательный актер не может провести праздник, а иногда человек совсем не блещет ролями, но заказчики буквально рвут его на части. Мне очень понравилось, как наш педагог по зарубежному театру Ирина Холмогорова как-то сказала: «Конферансье — такая профессия, где вы за роль не спрячетесь». Это человек, наделенный определенной энергетикой, умеющий быть приятным, доступным и интересным для присутствующих, то есть ведущий должен максимально украсить мероприятие, по какому бы случаю оно ни было.

Беседовала Светлана НОСЕНКОВА
«Мытищинский городовой», 28 марта 2012 г.

http://yiv1999.narod.ru/Fest/FEST_List.htm

2 комментария

  1. Хм… а ссылка на того, кто оцифровал интервью? 🙂 Раньше ставили…

Комментарии закрыты