Игорь Шаповалов: Наш театр начинался на факультете электроники и системотехники

Игорь Шаповалов: Наш театр начинался на факультете электроники и системотехникиМытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ», отмечающий на днях свое двадцатилетие, можно смело заносить в учебники по истории театра, поскольку его создали люди, у которых кроме мечты не было ничего. Прибавьте к этому то, что мечтатели учились не в театральном, а в Лесотехническом институте и в своей будущей жизни должны были стать инженерами-электронщиками…

Бессменный художественный руководитель театра, один из его основателей, начальник управления культуры Мытищинского района Игорь Шаповалов до сих пор считает создание «ФЭСТа» чудом. О том, как из студенческого театра «ФЭСТ» стал профессиональным, он рассказал корреспонденту «Интерфакса» 26 мая 2008 года.

Игорь Александрович, откуда у вашего театра такое странное название?

Аббревиатура ФЭСТ расшифровывается как «факультет электроники и системотехники». Именно так назывался факультет Московского государственного Университета леса (тогда — Лесотехнического института), где я и другие будущие актеры театра получали свое первое высшее образование. Мытищинский театр драмы и комедии носит название «ФЭСТ», так как его история берет начало со студенческой агитбригады факультета, которая так и называлась — агитка «ФЭСТ».

То есть с самого начала ваша команда даже не имела статуса студенческого театра?

Совершенно верно. Мы были просто активистами. Мы были очень дружны, и жизнь агитки не замирала с последним аккордом отработанного праздника. Эта жизнь кипела, бурлила и пенилась сутки напролет. Мы не желали расставаться и ходили в туристические походы, путешествовали, совместно проводили любимые праздники и дни рождений.

Постепенно постановка спектаклей стала основным занятием агитки — так наша агитбригада доросла до агиттеатра или СТЭМа (студенческого театра эстрадных миниатюр). В конце концов мы решили поставить полноценный драматический спектакль по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом». Именно в ходе напряженной работы над спектаклем у коллектива агитбригады родилась фантастическая идея: создать профессиональный репертуарный драматический театр.

Мы все хорошо понимали, что замахнуться на такое дело — почти безумие. У нас не было ни профессионального актерское образования, ни правовой базы для организации самостоятельной юридической структуры. Кроме того, по окончании института всех фэстовцев ждало обязательное распределение и отработка трех лет в предписанном учреждении где-то на просторах Родины. Да и родные не очень-то одобряли наш выбор. И все-таки мы начали…

На общем собрании агиттеатра решали, кто хочет в этой затее участвовать, и 20 человек дали свое согласие. Два года мы работали как СТЭМ, репетиционная база оставалась в студенческом клубе Лестеха, в котором к тому времени я стал директором. Хозрасчетный театр был зарегистрирован в 1988 году, и еще два года мы мотались с гастролями по всей России, объездив ее от Сахалина до Калининграда. Гастрольная жизнь сводила нас на сцене с популярнейшими артистами — Андреем Макаревичем, Филиппом Киркоровым, Геннадием Хазановым, Михаилом Задорновым.

Я был немного старше остальных актеров, уже окончил вуз и начал учиться на режиссерском факультете в Московском государственном институте культуры. Я понимал, что без серьезной театральной школы и обучения совершенно нереально дорасти до полноценного театра. Когда удивительным образом удалось решить вопрос о просмотре с руководством Высшего театрального училища имени Щепкина, мы отобрали наиболее способных ребят, жаждущих изменить свою жизнь. В итоге 14 человек поступили в Щепку, один ушел в процессе учебы, и один после окончания.

Но ведь действовавшая тогда система не предполагала целевые наборы в театральные вузы. Как вы решили эту проблему?

Да, это было сложно. Если бы все фэстовцы были редкой национальности, вопрос целевого набора решался бы двухшаговой комбинацией: письмо в Министерство культуры СССР от имени ректора театрального училища и виза чиновника в ранге не ниже замминистра «одобрить». Но и в нашем случае все получилось именно так. Видно, мы чем-то очень понравились руководству Щепкинского училища, и необходимые документы были подписаны.

Кто был вашим педагогом в Щепкинском училище?

Наш курс вел легендарный режиссер, заслуженный деятель искусств России, профессор Семен Аркадьевич Баркан. В общем-то, во многом благодаря ему стало возможным обучение целевой группы. Он потом рассказывал, что в училище все были насторожены: конкурс в Щепкинское всегда гигантский — 150-200 человек на место, а тут — целый курс был набран без конкурса. Через два месяца учебы на показе «ФЭСТ» выступил с клоунадой, чем еще более усилил недоверие к себе. «Кого набрали? — говорили. — Клоунов».

Недоверие к нам растаяло после первого экзамена. Все увидели, что ребята из «ФЭСТа» осознают всю сложность актерской профессии. Постепенно наш курс стал одним из лучших в старейшем театральном училище России. У нас сложилась совершенно необычная атмосфера. Ребята с яростью навалились на учебу. Они шли на семинары, как на праздник, и готовы были работать круглосуточно. Результат налицо: семь человек из поступивших в училище, окончили его с красным дипломом.

Добавлю также, что несколько спектаклей, поставленных еще в Щепке, долгие годы продержались в репертуаре театра. Это «…Забыть Герострата!» Григория Горина, «Мысль» Леонида Андреева, «Друзья» Кобо Абэ. Помимо руководителя курса Семена Аркадьевича Баркана на нем работали выдающиеся педагоги: Изольда Васильевна Хвацкая, Вадим Львович Лепилин, Валерий Николаевич Баглай.

Тот творческий эксперимент Щепкинского училища, в котором мы участвовали, оказался удачным. Наш курс был признан лучшим за десятилетие. Художественный совет училища принял решение продолжить этот эксперимент и набрать еще один целевой курс для нашего театра. В 1996 курс был набран. Ребята окончили училище в 2001 году и влились в состав труппы.

Где проходят спектакли «ФЭСТа»?

В здании нашего театра. Но прежде чем мы оказались на этой сцене, нам пришлось пережить очень многое. Поверить в то, что будет свое здание в Мытищах, было нереально. Однако в 1995 году, после того как глава Мытищинского района Анатолий Астрахов впервые пришел на спектакль «ФЭСТа», он заговорил о необходимости выделить здание театру. Очень скоро поступило неожиданное предложение — отдать кинотеатр «Родина», практически заброшенный на тот момент, под молодежный клуб, в котором будет работать театр. Это решение далось непросто, нешуточную борьбу затеяли сторонники разместить в экс-кинотеатре мебельный салон. А.Астрахов нашел в себе силы отказаться от реального дохода за аренду помещения, приняв мудрое решение — инвестировать в будущее района и его жителей, отдав здание театру.

На повестке дня стояла реконструкция. Мы сразу же столкнулись с множеством вопросов: проект, архитекторы, согласования… Никаких отлаженных бизнес-процессов тогда не существовало. Была поставлена задача: совместными усилиями работников театра, привлекая общественные организации, привести в порядок здание и реконструировать его под нужды театра. Фэстовцы сами придумали проект и пришли в администрацию к Астрахову. По тем временам действовали с большим запасом, на перспективу: планировалась полная замена инженерного оборудования, перепланировка, строительство подсобных помещений и прочее.

Администрация дала добро, план был принят. Работа закипела, дни и ночи напролет ломали, рыли, сколачивали, да еще и спектакли играли.

Строительство закончилось в 2000 году. Мечта стала былью. Прошло шумное открытие с разрезанием ленточки, на которое пришел практически весь город.

В 2002 году в театр с делегацией депутатов Государственной Думы приехал губернатор Московской области Борис Громов. Он одобрил все, что было сделано, и предложил строить новое здание — пристройку с камерной сценой и новыми помещениями. Снова засели за проектирование, теперь уже с привлечением профессиональных архитекторов и специалистов. Над цветовой палитрой нового здания поработала главный художник театра Ирина Титоренко. Все неожиданные, но очень уместные в театре цветовые решения, например, сделать стены оранжевыми, а потолки фойе — синими, принадлежат ей. Много помогал главный архитектор города Владимир Бакеев. Строительство шло сложно, была масса препятствий, борьбы, приходилось отстаивать свои интересы. Каждую неделю назначался «строительный день», на котором муниципальная администрация отчитывалась губернатору о ходе строительства. Более того, каждый раз приезжая в Мытищи, Б.Громов интересовался стройкой и, если получалось, лично заезжал посмотреть. Эта пружина постоянно держала строителей в тонусе, что сказалось на сроках сдачи проекта — уже в 2006 году строительство было завершено. Это был царский подарок. Театр получил великолепную пристройку с инфраструктурными помещениями, камерной сценой, литературно-музыкальным салоном. На открытии присутствовал сам губернатор, который и разрезал ленточку, знаменуя начало нового цикла жизнедеятельности «ФЭСТа».

Чем вы порадовали зрителей в этом, юбилейном сезоне, ведь театр справляет свое 20-летие?

Я считаю, что сезон прошел очень удачно. Мы открыли его в сентябре 2007 года премьерой «Убийство Гонзаго» по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова. Это история о взаимоотношениях искусства и власти, про то, насколько искусство может быть прозорливым и может помочь разобраться в каких-то проблемах будущего. В ноябре 2007 года мы выпустили еще один спектакль — музыкально-поэтическую фантазию «Марютка и поручик» Юрия Юрченко и Александра Луначарского на большой сцене. Ставил спектакль Александр Каневский. На камерной сцене в феврале 2008 года состоялась премьера спектакля «Чужие грехи» в постановке Игоря Панфилова по произведениям Аллы Змеенковой. 21-24 мая в театре — юбилейная премьера, приуроченная к его 20-летию: спектакль «Женитьба» Николая Гоголя в постановке Александра Каневского. Также мы начали работу над новым детским спектаклем. Четыре премьеры за сезон, я считаю, очень неплохо для муниципального театра. Вообще же в репертуаре у нас 19 спектаклей для взрослых и восемь — для детей. Да еще мы провели в октябре 2007 года уже третий Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Подмосковные вечера».

20 комментария

  1. А. Гомзяков

    Это, смортря какая команда. Команд много, у всех разная степень развития «успехообразующих» качеств — сказал криво, но думаю, ты меня поняла.
    Хотя, странные у нас разговоры в статье про историю театра — не находишь? 🙂

  2. А. Гомзяков

    Куда проходит?

  3. Сашусь, сложные вопросы задаешь:)

    Но, команда проходит первой — это факт:)

  4. А. Гомзяков

    fladdermus_a пишет:

    24.12.2008 в 11:40
    Дим, давай в нашу команду!

    А Кто в Вашей команде?

  5. Дим, давай в нашу команду!

  6. А. Гомзяков

    Так больше здесь никого нет.
    Присоединяйся.
    Стенка на стенку будем…

  7. Дмитрий Полянский

    Прям трио-битва какая :))

  8. @baev: да ясно, что в юбилей принято вспоминать о том, как все начиналось. И журналисты, тоже люди, которые про такую историю слыхом не слыхивали, и им по-человечески она интересна, и читателю среднестатистическому тоже.

    Другое дело — интересы и задачи театра. Вот если кто-то увидит эту историю в газете, он ее прочитает. Газета добилась своей цели. А пойдет ли после этого человек в театр? Имхо, мотивации не вызывает никакой.

    Может, попробовать не идти на поводу у СМИ, а самим генерировать новые поводы говорить о себе.

  9. ну посмотрите кто-нибудь на дату интервью….

  10. Саша, я бы вот не стала совсем исключать молодежь… они лет через пять вырастут, и будут уже адекватными зрителями, о которых театр мечтает.
    Люди там, кстати, не случайные, а только те, кто ходит в театр.

  11. А. Гомзяков

    Насколько я заметил, во вконтактовских страницах большинство участников подростки, зачастую имеющие мало представления о предмете общения, т.е люди случайные.
    Это касается не только фэстовской странички. Так что 208 участников — не показатель. Это как 35 000 курьеров.
    А про агитку и историю: люди, конечно же, должны эту историю знать, но начинать с этого каждое интервью и делать упор именно на этом…
    Игорь Саныч, это уже перебор. Или больше рассказать не о чем?

    • Александр Гомзяков, Ваши вопросы к «Игорь Санычу» здесь выглядят, по крайней мере, странными.

      Вы можете задавать их напрямую, не стесняйтесь! 🙂

  12. А не зря ли. Сегодняшний статус: в группе 208 участников. Уж всяко больше, чем на сайте театра… и без всякого контроля:)

  13. Игорь Соколов

    Про «вконтакте» — не знаю что это такое.

  14. Игорь Олегович, мне она всегда только помогала:)
    Но вспоминая отношение всех остальных, включая ИА, к перетиранию истории, и спрашиваю:)

    @baev История театра в блоге уже висит, сбоку, вроде… Блог же не отдельный, а часть сайта…на котором история висит

    PS Почему все это в жж не дублируется?
    PSS Пойду-ка вконтакте спрошу про историю:)

  15. В блоге еще не рассказывали об этом. Почему бы не отразить историю театра и в блоге?

  16. Игорь Соколов

    Далеко не все зрители и посетители сайта знают историю… Что ж Вам так она мешает, история театра нашего?

  17. Шо, опять? Может, как-то уже под другим углом повернуть эту великую историю?

Комментарии закрыты