Книжная выставка по обмену премудростями

На ВВЦ один за другим съезжаются писатели. 75 павильон на ВВЦ стал средоточием не только литературного мира. Поскольку все события, темы, сюжеты на каком-то своем витке превращаются в книги, будь то политика, культура, медицина, дети, психология, любовь, фантазия, история с географией или что угодно — то и на книжной выставке оказываются все, кому интересно в этой жизни хоть что-нибудь.

Кажется, что книги здесь, на ярмарке, — для посетителей не самоцель, а только ступенька, путь к чему-то своему. Кого интересует легкий способ бросить курить (кстати, такого рода прикладную литературу выпускает издательство с суперпрагматичным лозунгом «книги для высокоэффективной жизни»), кто глазеет на литературных звезд, кто изыскивает лишь ему одному известные фолианты — и находит их…

Ноу-хау этого года — «открытые уроки», которые ведут писатели и специалисты в той или иной области: к примеру, Павел Басинский — о Толстом, Евгений Водолазкин — о «Слове о полку Игореве». 200-летие Ильи Гончарова отмечено круглым столом, а лауреаты премии «Новая детская книга» — призами. Медиаконгресс журналистов Европы и Азии провел встречи с армянскими писателями: в этом году на ярмарке Армения — главный экспонент. А на стенде Франции (почетный гость) один за другим идут встречи и беседы — при том, что прямо за стеной можно купить настоящие французские круассаны.

Заезжая звезда по детской литературе этого года — немецкий писатель Пауль Маар («Семь суббот на неделе», цикл отличных детских книг о Субастике и др). Он прибыл по приглашению театра «Фэст», где в субботу играют спектакль по его повести.

— Господин Маар, вы стали лауреатом многих премий по детской литературе, в том числе получили золотую медаль Андерсена. Вы знаете какой-то секрет, как найти подход к маленьким читателям?

— Премии да, но мне куда важнее те 10000 писем, которые я уже получил от детей со всего мира. Это и есть признание, на мой взгляд. Я всем стараюсь — если не написать, то хотя бы быстренько нарисовать что-то. Но вы правы насчет секрета. Многие немецкие авторы, которые пишут для взрослых, частенько выпускают еще и книжку для детей. Дальше одной дело не идет: не каждый, кто умеет хорошо писать, способен сочинять для детей. Надо находить корни в собственном детстве. Есть замечательная история про Астрид Лингрен, которую я хорошо знал. Однажды она сидела одна дома и писала веселую книжку. Одна глава была настолько смешной, что она хохотала сама. И говорила: «Надеюсь, никто сейчас не войдет и не увидит старую сумасшедшую, которая смеется над собственными шутками». Спустя время Линдгрен читала отрывки из этой книги перед 200 издателями в Стокгольме. Она с нетерпением ждала того смешного места, которое так веселило ее. Но когда она его прочла, никто из двухсот издателей даже не улыбнулся. Но вдруг в зале раздался одинокий смех: один издатель привел с собой 10-летнюю дочь. Ей было так смешно, что ей даже пришлось закрыть лицо руками. Она была единственной в зале, кто засмеялся! Астрид Линдгрен сказала ей: «Мы с тобой понимаем друг друга!»

— Какой она была, Астрид?

— Очень любила жизнь. Доброжелательная, веселая. Мой издатель, женщина примерно того же возраста, как Линдгрен, часто приезжала к ней. Они садились в машину, колесили по окрестностям и просто пели!

Как не сойти с ума среди 200 тысяч наименований книг, представленных на ярмарке? «МК» составил список некоторых новых книг, которые стоит зацепить любопытному взгляду.

Эпоха: Михаил Черейский, «Дракон с гарниром, двоечник-отличник и другие истории маменькиного сынка» — воспоминания о советском детстве 50-60-х.

Новая проза о главном: Ирина Муравьева, «Страсти по Юрию» — классический современный роман, посвященный памяти писателя Георгия Владимова

Художественная психология: Хосе Антонио Марина, «Воспитание таланта» — о том, что каждый ребенок талантлив, а высокое искусство родителя в том, чтобы талант выявить и взлелеять.

ХХ век: Ольга Аросева, «Прожившая дважды. Возвращения из небытия» — воспоминания о ее отце, арестованном в 37-м, и о ее борьбе за его реабилитацию.

Тайна слова: Нора Галь, «Слово живое и мертвое» — очередное переиздание рассуждения великой переводчицы о теории и практике не только перевода, но и в целом словесности.

Новая словесность: Виктор Ерофеев, «Акимуды» — новый жесткий роман о современной России от автора «Русских красавиц»; Игорь Вишневецкий, «Ленинград» — роман в стихах лауреата премии «Нос»-2012 о блокадном Ленинграде.

Подростки читают: Ая Эн, «Библия в smsках» — конфликт между бабушкой и внуками, для ликвидации которых девочка должна прочитать Библию, но филонит, и брат пересказывает ей Книгу книг по смс; Джон Грин, «В поисках Аляски» — яркая психологическая история для парней и девушек от 16 лет.

Москва ушедшая: Юрий Нагибин, «Книга о старой Москве. Всполошный звон» — путешествие по исчезнувшей столице с легким привкусом горечи и прощания

Мне имя — Марина: Марина Цветаева, «Письма 1905-1923 гг», сост. Л. Мнухин при участии Л. Трубицына — к 120-летию великого поэта вышел первый том из трехтомного собрания переписки, по большей части неопубликованной, найденной по архивам и частным собраниям.

Выходные на ярмарке будут насыщены событиями под завязку. В субботу: в 11 утра все дети от 3 до 90 лет смогут узнать «Секреты пластилина» от Рони Орена, который уже со своим пластилином объехал несколько городов России, в 14.00 Виктория Токарева, которая крайне редко встречается с читателями, представит свою книгу новых, но, как прежде, лаконичных и улыбчивых рассказов «Короткие гудки», выступит автор наисмешнейших «Хрюизмов» француженка Мари Дарьесек, а чуть позже еще один француз Франсуа Бон. Отдельного внимания заслуживает презентация фильма «Код Орбели» о легендарном директоре Эрмитажа Иосифе Орбели.

Если ярмарка на ВВЦ рассчитана на покупку и продвижение книг, то в выходные в Музеоне на Крымском валу (за ЦДХ) — чистая литературная тусовка. Весело, бодро, политично: Борис Акунин, Дмитрий Быков, Дмитрий Глуховский, в воскресенье вечером даже Фредерик Бегбедер. А откроет этот фестиваль Bookmarket в субботу поэтесса Верочка Полозкова вместе со Светланой Сургановой.

Вера Копылова
Московский Комсомолец № 26036
от 8 сентября 2012 г

 

Комментарии закрыты