«Когда приходит бешеная ясность…»

Когда приходит бешеная ясность...К жанру моноспектакля в последнее время обращаются все чаще. Зрителей подкупает исповедальность действа, когда актер говорит с ними о сокровенном. Априори считается, что на подобное способен лишь зрелый артист с богатым жизненным и профессиональным опытом. Однако премьера моноспектакля «СашБаш. Вечный Пост» Филиппа Ефимова, состоявшаяся в этом сезоне в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ», наглядно показывает: из данного правила есть счастливые исключения, если к жанру самовыражения обращается талантливый и смелый молодой человек.

Филиппу Ефимову всего 23 года. В 2013 году он окончил Самарскую государственную академию культуры и искусств (курс заслуженного артиста России Юрия Долгих) и поступил в труппу театра «ФЭСТ». Естественно, его постепенно вводили в уже имеющиеся в репертуаре и новые спектакли. Так, запоминающимся, колоритным у него получился образ Павлина Ивановича Устрашимова в премьере прошлого сезона «Любовные похождения Миши Бальзаминова» по А.Н. Островскому. Но о главных ролях, конечно, речи пока не шло. И тут вдруг полностью авторский проект, посвященный жизни и творчеству Александра Башлачёва, одного из самых ярких представителей неистовой и самобытной подпольной рок-культуры 80-х годов прошлого века. Хотя на самом деле все произошло не вдруг, а вполне закономерно.

Когда приходит бешеная ясность...Во-первых, Филипп Ефимов влюбился в жанр театра одного актера еще в студенческое время, когда с режиссером Андреем Пономаревым, с которым вместе учился в Самаре, они сделали моноспектакль по «Истории господина Зоммера» Патрика Зюскинда. Во-вторых, интерес к мифопоэтике Александра Башлачёва Филипп проявляет со школы, к тому же сам пишет стихи и песни. В-третьих, многое зависит от коллектива. «Я очень рад, что судьба привела меня в театр «ФЭСТ», — рассказал Филипп Ефимов. — Меня сразу поразила и расположила к себе здешняя атмосфера — ощущение семьи, дома, где хочется творить. Посмотрите, сколько артистов в «ФЭСТе» выпускают свои спектакли благодаря поддержке руководства театра! Сомневаюсь, что где-то еще дали бы такую свободу какому-то новому мальчику. А тут, когда я готовил моноспектакль, коллеги проявляли участие, поддерживали, подсказывали».

Полгода длилась подготовка — Филипп писал инсценировку, по крупицам вычленяя ее из биографии, воспоминаний, писем, интервью, стихов и песен Александра Башлачёва, подбирал музыкальные композиции, придумывал художественное оформление. «Для меня это глубочайшая личность, — признается молодой актер. — Каждый день, перечитывая его произведения, сталкиваясь с силой его слога, пытаясь разгадать подоплеку многочисленных метафор, я делаю для себя новые открытия. Просто удивительно! И мне захотелось познакомить публику с одним из важнейших представителей советского андеграунда, поделиться своим отношением к его творчеству».

Так сложилось, что свой моноспектакль «СашБаш. Вечный Пост» Филипп Ефимов сначала «обкатал» на фестивалях, став серебряным призером III Международного молодежного фестиваля спектаклей малых форм «Театромагия» (Самара, май 2015 г.); получив награду за лучшую мужскую роль на XX Международном фестивале «Земля. Театр. Дети» (Евпатория, июль 2015 г.), спецприз жюри и диплом «Надежда сцены» XII Международного театрального фестиваля-конкурса моноспектаклей «Камерата-2015» (Челябинск, октябрь 2015 г.), а уже потом представил его на суд зрителей Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ».

Когда приходит бешеная ясность...В дебютной авторской работе Филиппа Ефимова видна его тщательная режиссерская работа над произведениями Александра Башлачёва, которая позволяет воскресить на сцене не недооцененного страдальца-самоубийцу, а большого русского поэта-пророка, чья изболевшаяся душа веселится от отчаяния и хоть сейчас готова к распятию. В спектакле нет никакого картинного надрыва, все естественно, искренно и просто. Стихи («Поезд № 193», «Как ветра осенние…», «Имя Имен», «Ванюша», «Грибоедовский вальс», «Все от винта!», «Тесто» и др.), звучащие то гимном, то молитвой, то звериным рыком, то отчаянной плясовой, складываются в тернистый путь взыскания смысла, которым шел СашБаш. И тут нельзя не отметить актерскую работу Филиппа Ефимова. Он не пытается сыграть Башлачёва, скорее, зрители видят перед собой некий собирательный образ человека, чьи мысли совпадают со строчками поэта, кто идет тем же путем и исповедует ту же философию. Еще больше подкупает, что артист не копирует манеру исполнения СашБаша, но выполняет главную заповедь автора — проживает каждое произведение, вытаскивает из него какую-то нутряную тайну, частичку истины, наделяющую смыслом окружающую действительность. Кажется, что Филипп Ефимов испытывает эмоциональные и физические перегрузки, все глубже уходя в слова и рифмы, что он вот-вот сорвется, но песни не теряют чистоты звучания, а стихи — пронзительности и честности.

Сценография моноспектакля «СашБаш. Вечный Пост» (художник Ирина Титоренко), благодаря своей аскетичности (стул, стол, пара ящиков да свисающие по периметру веревки, на которые актер крепит гитару, а в конце — маленькую дощечку с трагическими цифрами «27» и «17»), усиливает символичность действа. Кажется, что герой то дает концерт у кого-то на квартире, то гуляет в чистом поле, то залезает на колокольню. Мотив колокольного звона пронизывает спектакль, как и все творчество Александра Башлачёва, являясь воплощением духовного начала. Еще один важный символ — тесто, которое яростно месит Филипп Ефимов, читая стихи СашБаша. В финале он угощает каждого зрителя свежей булочкой. Словно для того, чтобы помянуть мятежного поэта, прошедшего «семь кругов беспокойного лада» и принявшего «Вечный пост».

Фото автора
Носенкова Светлана
Страстной бульвар, 10
Выпуск № 6-186/2016

Комментарии закрыты