Легенда российского театра

Легенда российского театра Театр — искусство непосредственное, сиюминутное, живое. Незабываемым его делают личности. Живой историей российского театра называют Семена Аркадьевича БАРКАНА, замечательного режиссера и великого педагога. Более семидесяти лет он посвятил искусству театра. Поставил свыше сотни спектаклей, воспитал множество артистов. 

А начиналось все с ГИТИСа, с курса профессора Алексея Попова. Начавшаяся война отодвинула учебу на второй план — студент Баркан был мобилизован на строительство оборонительных сооружений под Смоленском. Свою дипломную практику он проходил в Красноярском драматическом театре. Там же молодой режиссер поставил свои первые самостоятельные спектакли.
По возвращении в Москву Семен Аркадьевич Баркан был приглашен во МХАТ и несколько лет проработал в прославленном театре. В начале 50-х годов он впервые увидел спектакли цыганского театра «Ромэн». Они были такого низкого качества, что театр находился на грани самоликвидации. Оценив красоту цыганского пения и творческий потенциал актеров, Баркан стал художественным руководителем театра «Ромэн». Четверть века он отдал этому коллективу. Это были трудные, но прекрасные годы — время подлинного расцвета цыганского театра. В его репертуаре появились прекрасные спектакли, которые шли при переполненных залах.
Много времени Семен Аркадьевич уделял профессиональной подготовке артистов, что в конце концов привело его на педагогическую стезю. Он преподавал в ведущих театральных вузах страны — ГИТИСе (ныне РАТИ) и высшем художественном училище имени Щепкина.
В 1978 году профессор Баркан набрал свой первый мастерский курс в Институте культуры (ныне Московский государственный университет культуры и искусств). В этом учебном заведении он преподавал 16 лет. Его ученики играют в театрах всего мира. Не менее плодотворно работал Баркан в училище имени Щепкина.
Сейчас Семен Аркадьевич живет в Германии, в Бремене, и ведет семинар «Русская актерская школа» в Бременском университете на факультете культуры Восточной Европы. Триумфом «Русской актерской школы» стало участие в двух международных фестивалях русских театров в Париже. Театр-студия Баркана был удостоен дипломов наряду с профессиональными театрами.
Вчера корифей театра отметил свой 90-летний юбилей. Примечательно, что отмечал он его в Мытищах в театре драмы и комедии «ФЭСТ» среди своих учеников и соратников, которые в честь учителя сыграли поставленный им спектакль «Забыть Герострата».
Специально для нашей газеты Семен Аркадьевич Баркан вкратце рассказал о себе, театре «ФЭСТ» и состоянии театрального искусства в России:

— Так сложилось, что что я подошел к такой круглой дате, как 90 лет. Наверное, всю жизнь с детства я активно репетировал, и такая интенсивная творческая жизнь меня сохранила. Театр — место моей жизни. Когда я учился в ГИТИСе, всегда ходил на чужие экзамены и в другие театральные институты.
После долгих лет работы в театрах «Ромэн», на Малой Бронной и в других я стал преподавать в Щепкинском училище. И вот мне предложили посмотреть театр в Мытищах. Четыре часа в здании клуба Лестеха ребята показывали свое умение. Школы у них не было, но меня заинтересовали творческая атмосфера, отдача, с которой они играли. И я согласился взять этот курс.
В училище были насторожены: конкурс в Щепкинское всегда гигантский — 150-200 человек на место, а тут — целый курс был набран без конкурса. Через два месяца учебы на показе они выступили с клоунадой, чем еще более усилили недоверие к себе. «Кого набрали? — говорили. — Клоунов». У нас на курсе сложилась совершенно необычная для меня атмосфера. Ребята с яростью навалились на учебу. Они шли на семинары, как на праздник, и готовы были работать круглосуточно. Обычно в училище приходят после школы, а эти все были с высшим образованием. Интеллектуалы. Интеллект довольно важное слагаемое в такой сфере, как искусство театра.
Недоверие растаяло после первого экзамена. Все увидели, что ребята из «ФЭСТа» тончайшие актеры, которые осознают всю сложность актерской профессии. Постепенно курс «ФЭСТа» стал одним из лучших в старейшем театральном училище России. Они стали источником радости для педагогов. Два дипломных спектакля — «Забыть Герострата» и «Мысль» до сих пор входят в репертуар театра.
Особенностью театра является наличие лидера. Во главе «ФЭСТа» стоит совершенно поразительный человек Игорь Шаповалов. Он и есть та пружина, которая приводит в движение весь коллектив. А коллектив верит в него и поддерживает.
Сейчас трудно пробиться среди московских театров, но мытищинский среди них не затерялся. Я приезжаю в Россию каждый год и смотрю все «фэстовские» спектакли. Мне кажется, что город Мытищи может гордиться, что у него есть театр, который, на мой взгляд, является лучшим в Московской области. Это подтвердил их успех в Германии. Туда сейчас приезжает много российских театров, и публика довольно избалована. «ФЭСТ» дважды выступал в Бремене и вызвал всеобщий интерес.
В театральном искусстве сегодня много проблем. Идет борьба двух разных направлений: психологического театра и коммерческого. Я много поездил по миру и всюду ощущал большой интерес к русской актерской школе. Это одно из главных достижений России. Все передовые театры мира стремятся работать по русской актерской школе. На театральном искусстве России очень сказывается влияние Запада, проявляющееся в эпатировании публики. XX век сделал театр режиссерским. Но очень часто спектакли превращаются в самопоказ режиссерской фантазии, часто вопреки смыслу произведения. Это — насилие на сцене, режиссерский «выпендреж». В России много режиссерской и актерской молодежи, которая находится в поиске. Есть талантливые поиски, а есть поиски ради самовыражения, часто оскорбительные и для автора, и для зрителей. Что победит в России? Очень хочется верить, что мы не потеряем русского психологического театра. И я рад, что «ФЭСТ» работает именно в этом направлении. В этом его сила и надежда на будущее, в которое я всем сердцем верю.

А.УРАЛОВА
«Мытищи», 15 апреля 2006 г.

Публикация с сайта http://yiv1999.narod.ru

© Игорь Янковский, 2004—2009

Комментарии закрыты