Любят, потому что верят

Любят, потому что верятВсемирный день театра в Мытищах отмечают широко и радостно: у нас есть все основания претендовать на роль театральной столицы Подмосковья. Никто из наших соседей не может похвастаться двумя профессиональными муниципальными театрами, двумя международными театральными фестивалями и таким количеством увенчанных лаврами блистательных артистов. Но главное, конечно, не в количестве, а в качестве: театр в Мытищах любят преданно и нежно. Поэтому 27 марта зрители поздравили с праздником не только любимых актёров (а также режиссёров, художников, билетёров и гардеробщиков), но и друг друга.

Театральные критики, члены недавно прошедшего международного фестиваля «Подмосковные вечера», в один голос говорили, что со зрителями нашим артистам повезло. Не всё можно объяснить везением — «своего» зрителя театральный коллектив воспитывает годами. А для театра, работающего с постоянной аудиторией 200-тысячного района, это особенно сложная задача.
Театр кукол «Огниво», в прошлом году отметивший 20-летие, и юбиляр нынешнего года, театр драмы и комедии «ФЭСТ», встречают профессиональный праздник премьерами и аншлагами. О том, как театр готовится встретить 25-летие с момента основания, рассказывает наш гость, заведующий труппой театра «ФЭСТ», заслуженный артист России Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ.

— Дмитрий, заведующий труппой в театре — это как боцман на корабле?
— Наверное, всё-таки ближе к старпому: боцман — это больше по хозяйственной части. Самым известным заведующим труппой в истории русского театра был Владимир Иванович Немирович-Данченко. В современном театре это человек, который осуществляет организационное руководство творческой деятельностью, например, участвует в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках…
— С этого момента поподробнее! Насколько мне известно, в юбилейном году вы намерены «капитально отремонтировать» знаковый для «ФЭСТа» спектакль «Под небом Парижа»?
— Мне трудно судить, насколько это знаковый спектакль, поскольку я его поставил и играю одну из главных ролей. Люди получают заряд хорошего настроения, они стремятся попасть к нам — это само по себе замечательно! Мы, действительно, собираемся обновить актёрский состав в спектакле «Под небом Парижа».
К нам пришли замечательные поющие молодые актёры, так что появился ресурс для такой «реконструкции»! Кстати, на днях мы сыграли юбилейный, 400-й, спектакль. Премьера состоялась 13 лет назад, так что постановку смело можно занести в разряд долгожителей. И она просто обязана жить дальше, поскольку очередь на билеты расписана на несколько лет вперёд!
— Каково чувствовать себя в роли одного из отцов-основателей театра с двадцатипятилетней историей?
— Когда занимаешься любимым делом, время летит незаметно. Официально театр был открыт весной 1988 года, но началось всё значительно раньше — с факультетской агитбригады, которая плавно переросла в агиттеатр. Каждую осень в лестехе проводился театральный конкурс. Ставили нечто политическое, продолжая традиции первого громкого успеха спектакля «Сердцем с Чили», с которым в 1977 году фэстовцы победили на институтском конкурсе художественной самодеятельности. А весной проводился ежегодный день факультета, и это был обязательный развесёлый капустник. Наша любовь к этому жанру остаётся неизменной, мы — непременные участники и многократные лауреаты всероссийских фестивалей «Весёлая коза».
Надо сказать, опыт капустников очень пригодился в первые годы жизни «ФЭСТа», когда мы, молодые, дерзкие и не имеющие никакой материальной базы, ушли в свободное плавание по морям хозрасчёта. Ездили по стране с клоунскими программами. Клоунада очень помогла нам в постановке спектаклей в стиле комедии дель арте «Декамерон» и «Мещанин во дворянстве».
— А можно определить момент, когда из агиттеатра «ФЭСТ» превратился в театр… настоящий?
— Наверное, поворотным пунктом в нашей творческой биографии стал спектакль «Без оружия», поставленный в 1986 году. Это была первая постановка, выходящая за рамки агиттеатра, основанная на литературе экстра-класса. Мы решили не размениваться по мелочам: уж если ставить, то самое главное и любимое! Выбрали «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Обратились в справочное бюро и попросили дать нам адрес классиков российской фантастики. Хотите верьте, хотите нет, но адрес нам дали.
Ничтоже сумняшеся, мы заявились к классикам домой. Наша юность, непосредственность и вера в волшебную силу искусства тронули сердца мэтров: Стругацкие отдали начинающим артистам из Мытищ готовую пьесу на основе культового романа. Замечательным доном Руматой был Игорь Ильин, бароном Пампой — Игорь Бондаренко. Мне тогда досталась роль серого штурмовика, потому что в театре на тот момент я занимался постановкой драк и трюков, наверное, благодаря спортивному прошлому: в своё время серьёзно увлекался боксом. Первая главная роль у меня была пятью годами позже в дипломном спектакле Игоря Шаповалова «Глоток шампанского» по пьесе Алана Милна.
— Как вы думаете, чего ждёт современный зритель от театра вообще и за что он любит театр «ФЭСТ»?
— Во все времена зритель ждёт от театра катарсиса, сопереживаний. Он хочет искренне смеяться и искренне плакать. Хотелось бы, чтобы при этом зритель мог ещё и думать. Что касается нашего театра, я полагаю, что зрители идут в «ФЭСТ», потому что они нам верят. Мы стараемся не халтурить, всегда играем на пределе своих возможностей. Не бывает так, чтобы всё и всегда удавалось, но если заниматься этой профессией, то с полной отдачей. Иначе нет смысла.
— Иногда приходится слышать, что актёр — греховная профессия. Вы с этим согласны?
— Ни в коем случае. Я считаю это предубеждением. По сути, церковь и мы занимаемся одним и тем же делом. Лечим души. Я сам верю в то, что говорю со сцены. Иначе как я могу ждать доверия от зрителей?
— О чём мечтают юбиляры?
— Наши мечты могут показаться чересчур приземлёнными. Надо бы, наверное, рассказать о творческих замыслах… Но первое, что приходит на ум, — это дополнительные площади для хранения декораций. Кто-то скажет, что, мол, грех вам говорить, вы и так самый крупный театр Подмосковья! Проведённая реконструкция здания колоссально расширила наши возможности. Но очень хочется быть на пике современного театра и не иметь ограничений в плане оформления спектаклей. Надо уметь мечтать. Мой личный опыт говорит о том, что если чего-то захотеть по-настоящему, рано или поздно мечты сбываются!

Беседу вела
Анна ГОРБАЧЁВА
«Родники», 29 марта 2013 г.
Опубликовано на сайте Игоря Янковского

Комментарии закрыты