Мюзикл о войне и любви

Мюзикл о войне и любви«Зима. 1920-й год. Пески Каракумов. Гражданская война»… Такими словами началась новая, уже вторая по счёту в юбилейном двадцатом сезоне, премьера в театре «ФЭСТ» — музыкально-поэтическая фантазия «Марютка и поручик» по мотивам прозы Бориса Лавренёва. Да, многие из нас если не смотрели, то хотя бы слышали о фильме «Сорок первый» Г.Н.Чухрая 1956 года, снятому по этой же повести.

Что мы сами знаем об октябрьской революции и гражданской войне? Думаю, любое мнение вполне можно назвать субъективным, так как кто-то не верил и не верит сейчас в светлое коммунистическое общество, а кто-то жалеет о том, что советская власть свергнута. Как бы там ни было, эти рассуждения не передают чувств людей, сражавшихся тогда. А Борис Лавренёв участвовал в Первой мировой (офицером) и Гражданской (добровольцем Красной Армии на Украине и в Туркестане) войнах. Кому, как ни ему, писать о судьбах красных-белых.
Поэт Юрий Юрченко написал поэму по неоднократно инсценированной и экранизированной повести «Сорок первый». Композитор Александр Луначарский положил эти стихи на музыку. А режиссёр Александр Каневский поставил спектакль…
Марютка (Ульяна Чеботарь) — снайпер красногвардейцев, и счёт её жертвам идёт уже на десятки: «Как завидит офицера, — не уйдёт он уж живой». Но вот сорок первый белый офицер поднял белый флаг, и Маша не выстрелила в него. Её однополчане во главе с колоритным комиссаром Евсюковым (заслуженный артист Московской области Фарит Халяпов) полонили поручика и решили вести в штаб на лодке в сопровождении Марютки и ещё двух солдат. Но случилась буря, солдаты погибли, выжили лишь двое — Маша и поручик (заслуженный артист России Дмитрий Полянский), которые очутились на острове.
Между двумя людьми, воевавшими по разные стороны баррикад, возникло тёплое, нежное чувство — любовь. А Марютке только минуло шестнадцать (юной Джульетте из трагедии Шекспира, которую читал возлюбленной белый офицер, было еще меньше). «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»? Есть. Девчонка-снайпер говорит поручику:
— И у нас ведь всё — не ясно: ты — за белых, я — за красных…
Не это ли трагедия войны?
Мюзикл о войне и любвиСуровая и принципиальная на боевом рубеже, на острове Марютка становится заботливой, хозяйственной, мечтательной женщиной, а в прошлом гуляка-офицер задумывается о семье, тихой жизни в деревне и профессии сельского учителя. Но обоих мучают сомнения. Им снятся сны, в которых являются однополчане Марютки, убитые ею офицеры и она сама.
— Если б в первого ты промахнулась? — вопрошает поручик.
«Ты же мир сгубила целый — сорок белых офицеров» — мучает Машу совесть во сне. Но разве на её любимом меньше крови? Он тоже убивал! Другое дело, что для женщины такое поведение шокирующе, она всегда ассоциировалась с домашним очагом, терпеливостью, уютом.
Время идёт, уж и зиму пережили, весна. Ссоры и примирения влюблённых приводят их к осознанию истинной сути жизни, они уже и думать забыли о том, что творится там, за пределами ставшего таким родным острова. Но запасы кончаются, и хочешь — не хочешь, нужно возвращаться к реальности. Вон и парус виднеется вдалеке. Смогут ли они также счастливо и свободно жить в обществе, разделённом войной? Марютка ответила на этот вопрос заранее, выстрелив в спину поручика ещё до прибытия спасательной лодки. Кто бы там ни был — белые или красные, она уже решила судьбу своей любви.
Трагизм нового удачного мюзикла подчёркивает работа всех актёров, не только декламировавших свои речи, но и танцевавших, и певших. Следует отметить также работу по сценографии и костюмам Ирины Титоренко, художника по свету Александра Гомзякова, по пластической партитуре Марины Суворовой, а также хормейстера Валерию Возную. Приятно было увидеть среди актёров и недавнего лауреата третьего международного фестиваля «Подмосковные вечера» Игоря Калагина. Кстати, в этом спектакле, шедшем 4-7 ноября на сцене «ФЭСТа», очень лаконично сработались маститые, заслуженные артисты с юными, энергичными коллегами, что придало пьесе звучности и колоритности.

Светлана АРХИПЦЕВА
«Вечерний Королев», № 31 (120), 2007 г.

Комментарии закрыты