Очень профессиональный праздник

V Международный фестиваль «Северные встречи» в Нижневартовском городском драматическом театре

Нижневартовск на театральной карте России — место особенно теплое. Это даже не театр-дом, а театр-семья и в прямом, и в переносном смысле. И «гости фестиваля» здесь не просто привычная вежливая фраза. Здесь все мы именно Гости. Гости на празднике. И хозяева дома так и называют свой фестиваль: фестиваль-праздник. И дело не столько в вечерних посиделках, где кормят домашней едой, поят чаем из собранных руками главного художника трав, где каждый вечер, каждый день придуман театром так, что, уверена, все до единого чувствуют себя самыми желанными и дорогими гостями. Дело в том, что «Северные встречи» дают возможность — уникальную и бесконечно ценную —всем участникам фестиваля оставаться на все время его проведения. Четыре дня профессионального общения нарушают отчаянную изоляцию театров малых городов, дают возможность смотреть и обсуждать, делиться опытом и идеями, дружить, придумывать и учиться. «Северные встречи» — праздник не только для зрителей, но и профессиональный праздник живого общения.

Две площадки театра — фантастически удобная небольшая Большая сцена и крошечный Камерный зал — диктуют формат фестиваля: «Спектакли малых форм», большая часть которых — моноспектакли, самый трудный и опасный жанр. Экспертный совет проводит обсуждения с профессионалами, не раздавая призы и места, но работая лишь, как в лаборатории, на будущий результат.

Каждый здесь — часть глобального единого процесса, часть большой трудной работы, не видной зрителю, но составляющей повседневную жизнь театра. Возможно, именно эта атмосфера абсолютного доверия театрального сообщества друг к другу, открытость, готовность к общей работе и позволила сформировать и провести фестиваль настолько слаженно и плодотворно.

Самые болезненные, острые и одновременно вечные вопросы стали главной темой фестиваля. Одиночество человека, столкновение его с мегаполисом, столкновение с миром, враждебным и равнодушным; человек, оставленный наедине с собой, рефлексирующий и (как это важно!) ищущий и находящий опору внутри самого себя.

Читать полный вариант статьи…

Очень профессиональный праздник

«Среди гостей в одной рубашке». Фото — М. Плецкий.

Завершался фестиваль концертом Мытищинского театра «ФЭСТ». «Среди гостей в одной рубашке» по Даниилу Хармсу — тот счастливый спектакль, где критик не может ничего толком записать, потому что умирает от смеха. Спектакль решен как серия номеров на праздничном концерте. На фоне кумачового знамени-занавеса поочередно появляются персонажи Хармса из его шуток, эпизодов, сценок и стихов. Вдохновленные, счастливые, сияющие комсомольским восторгом лица. Поют, выступают с очень серьезными физиономиями, с фантастическим простодушием — детским и нелепым для этих совсем уже взрослых людей. Стопроцентное попадание в жанр. А говорят о хармсовских старушках, о девочке Наташе, которая умерла, и папа на кладбище ее понес; декламируют с воодушевлением про самые большие огурцы, каким один товарищ другого убил. И это действительно очень смешно. Это очень хармсовское, очень детское заглядывание в смерть. Что-то непонятное, но совершенно бытовое и постоянно присутствующее. И преодоление смерти путем ее признания и неизбежности, ее высмеивания, заговОра, поиск лирического и наивного в разговоре о страшном, жутком.

Здесь фантастически легко и точно передан радостный агитационный бред 30-х. Они держат лицо, даже когда получают по нему десять раз кряду, то ли от того, что на сцене стоять — высокая честь, то ли от особенного достоинства советского гражданина. У них то и дело от восторга щиплет в носу. Никаких фиг в кармане. Простодушие и абсолютная вера в произносимый текст — это ведущее свойство персонажей и это же способ, которым работают артисты ФЭСТа Фарит Халяпов, Антон Кузьменко, Наталья Ларюнина и Ульяна Чеботарь.

Этот спектакль совершенно алогично говорит о страшном — и спасает от него. В Москве, где он идет в совсем другом пространстве, прямо у ног зрителя, в фойе первого этажа под лестницей, в сценке про вываливающихся старух дворник скидывает вниз десятки надутых целлофановых пакетиков и меланхолично смотрит на их падение. Зрители сначала отбивают их руками, словно шарики, но потом вдруг, осознав, что это — «одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась», а за ней еще десяток, — пытаются не дать пакетикам коснуться пола, спасти этих неразумных старух. Нежность в абсурде — это тоже очень хармсовский мир.

Владислава Куприна
Петербургский театральный журнал
25 ноября 2017

Комментарии запрещены.