Игра одного престола — статья в газете «Родники»

22 сентября театр «ФЭСТ» открыл 30-й сезон премьерой спектакля «Поцелуй власти» по пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой».

Итак – «Поцелуй власти». Знаменитую пьесу из жизни легендарных английских королей ставят много и охотно – по всему миру и у нас, в России. Под разными названиями: в Ленкоме это «Аквитанская львица» с Инной Чуриковой, в театре Российской армии – «Элинор и её мужчины» с Людмилой Чурсиной. Сразу обозначили доминанту, не скрывая, что спектакли поставлены «на Чурикову» и «на Чурсину». А если оставить родное название, «Лев зимой», то заранее понятно, что главным героем этой истории мы считаем короля Генриха II Плантагенета.

Прелесть и уникальность пьесы в том, что здесь нет ничего «заранее». Игра происходит здесь и сейчас. В каждой постановке и даже в каждом конкретном спектакле шанс одержать внутреннюю победу и стать главным героем есть у любого из персонажей. Ибо после всех интриг и страстей, взаимных оскорблений и покушений все семь участников игры остаются в эншпиле ровно в той же позиции, с которой начали партию. Никто не умер, никто не развёлся и не женился, никто не получил вожделенную корону и не вернул утраченные когда-то земли.

Формально никто не победил и не проиграл, а уж кому присудит победу «по очкам» зрительный зал, зависит от мастерства и энергетики актёров, разыгрывающих партию у нас на глазах. Возможно, это будет королева Элинор в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Полянской? Красная королева, которой на протяжении всего довольно длинного спектакля удаётся выдерживать бешеный темп смены интонаций и обличий, заданный автором.

Или стареющий лев, король Генри в исполнении заслуженного артиста Московской области Игоря Калагина? Истинный король, как он сам о себе говорит, сочетающий в одной личности черты всех троих своих отпрысков – вояки Ричарда (Валерий Бездетко), политтехнолога Джеффри (Артём Барсуков) и пофигиста Джона (Филипп Ефимов). Возможность одержать верх в этой игре есть даже у юного короля Франции Филиппа (Илья Кочергин), который волею автора появляется только в первом действии. В реальной истории Филипп II Август вполне может считаться победителем, несколько десятилетий спустя он вернёт Франции все земли, которые когда-то присоединил к Англии ненасытный Плантагенет.

В сценографии спектакля обыгрываются карты и шахматы – тема «Алисы в зазеркалье». Алиса тоже присутствует, французская принцесса Элис (Анастасия Москвина) – пешка в большой игре, у которой при таком сложном раскладе есть небольшой, но все-таки шанс выйти в дамки. Нельзя не отметить работу художника по костюмам Натальи Яковчик, сумевшей дать точные визуальные характеристики каждому из персонажей. Особенно порадовал французский король на лабутенах – красные подошвы его туфель в прологе выглядели одновременно празднично и зловеще. Как будто на пути к престолу он прошёл по луже крови…

Анна ГОРБАЧЁВА

«Родники» (26 сент. 2016 г)

Комментарии закрыты