Подмосковные вечера по-театральному

23-30 ноября в четвертый раз в стенах Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» прошел Международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера», ставший трибуной кассовых спектаклей. Все 15 заявленных постановок отвечали главному требованию отбора — это одни из самых любимых публикой спектаклей. В афише соседствовали гости со всей России и зарубежья -Ирана, Сербии, Эстонии, Дании, Украины. Жюри под руководством известного театрального критика Григория Заславского объединило театроведов Павла Руднева, Татьяну Тихоновец, Аллу Шевелеву, искусствоведа-маркетолога Марию Бошакову. Изюминкой фестиваля стало то, что главный приз -премию зрительских симпатий — присудили зрители. Фестиваль выпускал и собственную газету-летучку. «Подмосковная вечерка», шеф-редактором которой был Павел Руднев, дала возможность высказаться молодым критикам, студентам 4-го курса театроведческого факультета ГИТИС. Завершающим аккордом стал гала-концерт театральных капустников, выплеснувший на большую сцену театра «ФЭСТ» живое творчество актерских клубов и закулисной фестивальной жизни.

Подмосковные вечера по театральному Начнем с того, что, безусловно, фестиваль удался. Пусть маститое жюри недоумевало, зачем везти на фестивальный смотр спектакли, уже несколько сезонов идущие и пользующиеся успехом у зрителей, ведь одна из главных идей фестивального движения — получить профессиональную оценку театроведческих экспертов, а это актуально для премьеры, свежей идеи или впервые открытого тренда. Пусть так, и гран-при «Подмосковных вечеров» — приз зрительских симпатий — был отдан на откуп публике, которая голосовала за понравившийся спектакль, а жюри ограничилось присуждением девяти номинаций своих «симпатий». Видимо, мытищинцы соскучились по фестивалю, затянувшаяся пауза между театральными смотрами длилась пять сезонов, и наконец-то, на излете Года культуры в Мытищинском районе, «Подмосковные вечера — IV» состоялись и растормошили город, уже впавший в зимнюю спячку. Практически все спектакли прошли с аншлагами. Вы бы слышали, как бисировали некоторые постановки, как кричали «Браво!», сколько цветов было подарено в знак признательности и приятия артистам на сцене!
В течение недели игралось по два спектакля в день — на камерной и большой сцене театра «ФЭСТ». Оценка постановок шла сразу в трех плоскостях. Зрители вотировали спектакли, составляя свой рейтинг предпочтений. Жюри проводило детальный разбор постановок каждый вечер после заключительного просмотра, а молодые критики писали рецензии в фестивальную газету «Подмосковная вечерка», которая печаталась в театре и публиковалась на сайте «ФЭСТа». На заключительной пресс-конференции члены жюри признали, что хотя фестивальная программа и не показала полный срез театральной жизни России во всей красе и разнообразии, она удалась и подарила несколько невероятных открытий. Живая удивительная атмосфера сопровождала их на протяжении всей недели, за что можно хвалить и актеров «ФЭСТа», которые жили фестивалем, ходили на все обсуждения, показали себя молодой амбициозной труппой с живыми реакциями, и весь административный штат театра. Особое впечатление на жюри произвела замечательная мытищинская публика, «тонкая, внимательная, восприимчивая» (Павел Руднев), которая любит «ФЭСТ» и его актеров. Дорогие земляки, мы свой фестиваль заслужили! Это признали даже маститые критики, а эти люди многие годы профессионально занимаются театром — властителем человеческих душ и дум.
Я разделяю мнение жюри и мытищинцев, поэтому втройне приятно объявить, что главный приз фестиваля — премию зрительских симпатий — получил спектакль театра «ФЭСТ» «Марютка и поручик» в постановке Александра Каневского. Практически единогласное стопроцентное голосование зрителей показало силу народной любви. Жюри также отметило наш спектакль, отдав приз за лучшую женскую роль Ульяне Чеботарь. Большое впечатление на зрителей произвели также спектакли «Король умирает» Театра «Особняк» (Санкт-Петербург, 89% голосов), «Гранатовый браслет» Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» (Петрозаводск, 89%) и «Не все коту масленица» Московского академического театра имени Вл.Маяковского (82%).
Подмосковные вечера по театральному Фестиваль «Подмосковные вечера», организованный театром «ФЭСТ» и администрацией Мытищинского района и прошедший при поддержке областного министерства культуры и Союза театральных деятелей России, отразил общемировую тенденцию, когда основное театральное творчество смещается на малые сцены. Камерная афиша получилась интереснее, и это объяснимо, по мнению кандидата искусствоведения Павла Руднева: «Общество сегодня разделяется на племена, субкультуры, группы и группки, его невозможно собрать в единое дыхание, единое соборное ощущение, поэтому большая сцена отдается эстрадным и полуэстрадным формам, мюзиклу. Также сегодняшнее искусство театра очень здорово нюансируется, кристаллизуется, становится более сложным, прихотливым, интимным, нежным, и на большой сцене показать усложненные чувства становится тяжелее, чем на камерной. Сегодня искусству в значительно меньшей степени требуется воспитательная функция — посыл некоего поучения, морали. В камерной сцене отсутствует самое главное — рампа, возвышение, которое наделяет артистов правом вещать, наставлять и воспитывать. Современное искусство не воспитывает, оно обращается непосредственно к сердцам. Как результат, событийные спектакли по всему миру, конечно, камерные». По этой причине жюри разделило свои предпочтения спектаклям большой и малой форм. В первом случае приз достался постановке «Не все коту масленица» театра Маяковского, а во втором — спектаклю-размышлению «Король умирает» театра «Особняк». Кстати, спектакль театра Маяковского стал открытием для жюри и снял вопрос, зачем возить на фестивали постановки с «историей». Этот спектакль 2010 года театральные эксперты проглядели, она не получила широкого освещения в прессе, хотя театр Маяковского 90 лет стоит в центре Москвы. Вот так «Подмосковные вечера» сработали на славу одного из старейших московских храмов Мельпомены, а актрисе театра Оксане Киселевой достались «симпатии жюри за лучшую женскую роль второго плана» (вдова купца Дарья Федосеевна Круглова).
Подмосковные вечера по театральному Другие «симпатии жюри» распределились следующим образом. Лучшим актерским ансамблем признан коллектив иранского театра «Titowak» за невероятно зрелищное действо, объединившее «Макбет» Шекспира с зороастрийской практикой инициации молодого человека (zaar) в мужчину (babazaar). Грех и очищение, сплетенное с поклонением чистым четырем стихиям огня-земли-воды-воздуха, свойственное зороастрам, в которые погружается юноша при прохождении обряда посвящения, маркировано цветом — красным, черным, белым (в них также ярко звучит архаичная символика древнеиранских племен). Помножьте эту экзотичную символичную постановку на глубочайшую культуру театра, проработку режиссером Эбрахимом Пошткохи биомеханики Мейерхольда, уроков Михаила Чехова и традиций комедии дель арте, и вы поймете, чем потряс жюри этот спектакль. Магический жезл из бамбука Кейзаран, ответственный за изгнание злых духов из человека, в момент награждения был подарен председателю жюри Григорию Заславскому с пожеланием удачи. Будем считать, что это «золото, ладан и смирна» нашему фестивалю от древней иранской культуры.
Лучшей режиссерской работой стал «Крысолов» Дмитрия Богомазова, режиссера Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Этот моноспектакль — 3D-книга по рассказу А.Грина каждый раз рождается заново в игре заслуженного артиста Украины Александра Форманчука и рисунках видеографика Александра Чаморсова. Невероятно красивое, новое и оправданное соединение компьютерных технологий и живой игры.
Лучшей мужской ролью признана игра Андрея Иодловского в образе Фредерика Клегга (спектакль «Вариации страсти» Озерского театра драмы и комедии «Наш дом»). Работа заслуженного артиста Карелии Александра Лисицына в образе генерала получила симпатии жюри как лучшая мужская роль второго плана (Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская», Петрозаводск). Премия молодым исполнителям «Ни пуха, ни пера!» досталась творческой мастерской «Granat» (Нижний Новгород), которая привезла в Мытищи экзистенциальный моноспектакль «Посторонний» по А.Камю. Надеемся, это станет импульсом к рождению нового театра на Волге.
Три выпуска фестивальной газеты «Подмосковная вечерка» любой желающий может прочесть на сайте театра «ФЭСТ». Эта инициатива дает дополнительный срез зрительского и профессионального восприятия программных работ, представленных на «Подмосковных вечерах». По словам Григория Заславского, не у каждого фестиваля есть возможность, даже лучше сказать — амбиция — иметь свою фестивальную газету: «Хочется поблагодарить Мытищи за эту отчаянную смелость. Этот опыт оперативного рецензирования займет свое место не только в истории фестиваля, но и театра». А мы ждем нового, пятого фестиваля «Подмосковные вечера», который намечен на 2014 год.

Алина ХВИТКА
«Мытищинский городовой», 07 декабря 2012 г.

Опубликовано на сайте Игоря Янковского

Комментарии закрыты