Режиссеры ФЭСТа — Рената Сотириади

Режиссеры ФЭСТа   Рената Сотириади

Родилась в Томске. Училась в Историко-архивном институте, Институте культуры, ВГИКе. В 1990 году поступила в Щукинское училище на курс Ю. Любимова. Лауреат Международного конкурса актеров им. Михаила Чехова в Лондоне, слушатель Международной театральной школы в 1994-96гг, участница семинаров и мастер-классов в Англии, Германии, Латвии, Франции и других странах. Дебютировала в спектакле «Декамерон» (по произведениям Дж. Боккаччо, А. Арто, Э. Роттердамского и др.) как автор инсценировки и режиссер. Автор нескольких оригинальных инсценировок по произведениям Ф.Г. Лорки, Лопе де Вега, У. Шекспира и др. В театре на Таганке играет в спектаклях: «Тартюф», «Живаго (Доктор)», «Медея», «Мастер и Маргарита».

В театре «ФЭСТ» поставила спектакли «Декамерон«, «Мещанин во дворянстве«, «Самоубийца«, «По щучьему веленью«, «Дюймовочка«. 

Из интервью для сайта «Taganka Org» (январь 2003 года, с актрисой Театра на Таганке Ренатой Соториади беседовала Оксана Кононец):

— Рената, как вы оказались в Москве?

— Мой папа — военный, поэтому мы часто ездили по стране. Я родилась в Томске, долгое время мы жили на Дальнем Востоке, потом в Подмосковье, а уже после я переехала в Москву.
— Поехали в институт поступать?

— Да, но не в театральный. Меня всегда интересовали искусство и история. Поэтому сначала я изучала историю искусства в Историко-архивном институте. А уже потом (в 1990 году) поступила к Любимову на факультет актерского мастерства, отделение — режиссерское. На этом отделении училось семь человек: шесть юношей и я — одна девушка.
— Так почему вы, режиссер, работаете на Таганке как актриса?

— Дело в том, что в Щукинском у нас была обязательна программа по мастерству актера. И режиссеры точно так же сдавали мастерство, как и актеры. Это было, конечно, здорово: мы проходили все сами, делали какие-то отрывки, спектакли. И шеф, когда видел режиссера как артиста на сцене, сразу предлагал поработать. Это радовало, никто, безусловно, не собирался бросать режиссерскую профессию, но поработать актером… Тем более, на Таганке… Тем более, когда в театре произошел раскол… Мы остались со своим Мастером. И вот я, Настя Колпикова и Таня Соколинская начали играть в спектакле «Мастер и Маргарита», в котором работаем и по сей день. Это был наш первый спектакль, потом была постановка «Доктора Живаго», «Подросток», «Медея», «Преступление и наказание»… В какие-то спектакли мы вводились (практически весь курс постепенно начал играть на Таганке). Какие-то спектакли Юрий Петрович делал уже с нами.

— Расскажите о вашей режиссерской работе.

— Мои первые работы — преддипломные, курсовые — были сделаны здесь, в репетиционных залах Таганки. Это «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Горько, но правда» Бернарда Шоу, «Бред для двоих» Ионеско, «Равнодушный красавец» Кокто… В общем, достаточно много было объемных работ, пока я училась. Мы показывали их здесь, на малой сцене. А диплом мой — «Декамерон» Боккаччо. Сейчас этот спектакль идете в театре ФЭСТ с большим успехом. Потом я делала Мольера «Мещанин во дворянстве», спектакль по русским народным сказкам «По щучьему велению», затем была постановка в театре Омска. Некоторое время назад обратилась ко мне Оля Коваленко, попросила, чтобы я поставила спектакль по сценарию ее погибшей дочери — «История болезни любви». Сейчас он идет в музее Высоцкого, там играют артисты и Таганки, и других московских театров: Российской Армии, театра «Вернисаж», «Et cetera». Многие ребята работают со мной еще со студенческой скамьи и переходят из одной работы в другую. Мне кажется, это хорошо, потому что мы говорим с ними на одном языке. Недавно у меня вышел детский спектакль по произведению Яна Бжехвы «Академия пана Кляксы». Очень красочной, интересной получилась постановка. Надеюсь, она и дальше будет жить. Вот что я могу сказать о своих постановках. А сейчас я работаю в антрепризных проектах.
— Какой вы режиссер?

— Какой я режиссер? Ну, я могу сказать, что я владею своим ремеслом.

— Допускаете возможность соавторства актеров?

— Конечно, обязательно, а как же! Тем более, когда работаешь с молодыми артистами, у которых много фантазии — это же счастье! Как говорит Юрий Петрович: «Театр — дело молодых». Нет, конечно, с маститыми артистами работать интересно, у них учишься. А молодой человек бурлит, фонтанирует, у него такой запас энергии, он хочет выразить себя! И режиссер должен это использовать. Я уверена, что сейчас театр — это сотрудничество режиссера, актера, автора, композитора, художника… Не потому, что я как режиссер неспособна. Способна. Все-таки меня чему-то научили. Любимов многому научил, я сидела у него на репетициях, что-то смотрела — это учит. Но ведь поставить просто добротный, хороший спектакль — это не проблема. А так, чтобы поставить спектакль от души, от сердца…

— Что бы вы как режиссер требовали от себя как от актрисы, если бы ставили спектакль с собой в главной роли?

— Знаете, я считаю, что режиссер не должен играть в своих спектаклях.

— Тогда представьте: вы сидите в зале как режиссер, а на сцене вы же играете.

— Я бы себя убила, наверное, мне кажется, это было бы ужасно! (смеется). Я даже не могу себе это представить. Хотя, я считаю, что я неплохая характерная актриса, комедийная. И те роли, которые я здесь играла, мне удавались: Альфонсина в «Подростке», Мадам Пернель и Дорина в «Тартюфе», Кобылятникова в «Преступлении и наказании».

— Рената, о «не-работе» будем говорить?

— О «не-работе»? Да у меня трое детей! (смеется).

— Как же вы все успеваете?

— Не знаю. Мне очень помогают мои родители, мой старший сын (он уже учится в старших классах и за малышами следит). Но ведь это счастье, когда много детей. И дай Бог, чтобы было еще больше. Попробуем успевать.

— Матвей [средний сын Р.С.] все ваши спектакли видел?

— Да, кроме последнего. Знает все наизусть! Это артист, просто артист. Старший и младший — не артисты, а средний… Все повторяет, поет, танцует, передразнивает разными голосами.

— А если он захочет быть актером?

— Ну, что делать. Отговаривать не буду. Если решил… Старший вот не захотел, будет поступать в МГУ, заниматься геоэкологией. Я считаю, прекрасная профессия, он выбрал это сам.

— Рената, какой отдых для вас самый лучший?

— Самый лучший отдых — это работа.

— Что вас раздражает в людях?

— Хамство.

— А привлекает?

— Остроумие. Я очень люблю остроумных людей. Особенно в мужчинах ценю это качество.

— Вы бы хотели что-то изменить в своей жизни?

— Наверное, нет. Хотела бы только пожелать себе побольше творческой работы, интересных пьес.

Комментарии закрыты