С поправкой на чудо

Поводом для приглашения сегодняшнего гостя в медиаклуб Мытищинского Информагентства стало приятное событие: 20 июня он справляет юбилей. Уточним — золотой юбилей, благо представителям сильного пола возраст скрывать необязательно. Впрочем, нынче и мужчины норовят до седых волос числиться в отроках: не наигравшиеся в положенное время мальчишки отчаянно сопротивляясь взрослению. Но к нашему сегодняшнему герою это точно не относится, уж чего-чего, а игры в его жизни хватает! В своё время он сделал игру своей основной профессией, совершив умопомрачительный поворот от физики к лирике, от гироскопа (на лестеховском факультете ФЭСТ) к Герострату (на сцене одноимённого театра). У нас в гостях актёр, режиссёр, драматург, а также бессменный ведущий всех массовых мероприятий в Мытищинском районе заслуженный артист Московской области Игорь ИЛЬИН. 

С поправкой на чудо— Игорь Владимирович, вы обладатель трёх дипломов о высшем образовании. Зачем так много? 
— Так получилось. После окончания школы вопрос о выборе пути передо мной не стоял. Прямая, светлая дорога комсомольца, сына педагогов и брата студента физтеха — через факультет электроники и системотехники к звёздам. Студенческие театральные опыты воспринимались как хобби до тех пор, пока я не попал в серьёзный творческий коллектив — факультетский агиттеатр. И это была уже совсем другая история. 
— А в чём разница — в амбициях? В уровне актёрского мастерства? 

— В уровне — да, конечно. Но главное в том, что это был клуб единомышленников, не по статусу, а по сути: ты становился частью целого, нельзя было просто прийти, спеть песенку, а потом запросто уйти и заняться чем-то другим. Это была такая добровольная несвобода, театр занимал верхнюю строчку в перечне жизненных ценностей. Сценарии, репетиции, спектакли — это должно было стать абсолютным приоритетом: иначе ты не с нами! Признаюсь, приходилось даже прогуливать занятия. Но лестех я всё-таки закончил и диплом защитил — под руководством дважды Героя Советского Союза Валерия Викторовича Рюмина. 
— Именно в агиттеатре вам выпал шанс, какой редко случается в начале актёрской карьеры: сыграть одного из самых романтических литературных героев второй половины XX века… 

— Полагаю, вы имеете в виду дона Румату в инсценировке культового романа братьев Стругацких «Трудно быть богом». Тут есть нюанс: взявшись за этот материал, театр вышел за рамки изначально заданной тематики и жанра. Он перестал быть «агиттеатром». История создания этого спектакля сегодня кажется невероятной: замечу, что в творческой биографии моего родного театра «ФЭСТ» не раз случались вещи, в которые трудно поверить без некой поправки на чудо. Представьте, делегация актёров студенческого театра, каким-то пиратским способом добыв номер домашнего телефона, заявляется к Аркадию Натановичу Стругацкому с гениальной идеей. Мол, готовы поставить спектакль по вашей книге и воплотить в жизнь сценарий, за которым охотятся киностудии Советского Союза и Европы! Самое удивительное, что группа наглецов из Мытищ получила из рук авторов 80 листов текста — один из вариантов сделанной ими инсценировки. Спектакли в зале на 600 мест шли с аншлагом. 
— Ваш второй, актёрский, диплом тоже связан с поправкой на чудо? 

— Несомненно. До нас в Щепкинском училище не было прецедентов, когда на курс принимают целый театральный коллектив. Пожертвовав серьёзной престижной профессией и сделав довольно рискованный выбор в пользу Мельпомены, мы, новоиспечённые артисты театра «ФЭСТ», довольно быстро осознали, насколько нам не хватает профессиональной подготовки. 
Каким-то непостижимым образом удалось-таки убедить корифеев училища Малого театра в том, что мы непременно должны учиться все вместе. Первой профессиональной актёрской работой стала для меня роль в дипломном спектакле по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата». Позже спектакль вошёл в репертуар «ФЭСТа». 
— По логике вещей, третий диплом должен быть режиссёрским? 

— Так и есть. В 2000 году я окончил режиссерский факультет Института современного искусства, курс народного артиста России Леонида Пчелкина. Пошёл на третье высшее осознанно, отнюдь не из желания быть вечным студентом. К тому времени у меня уже был режиссёрский опыт, особенно в детских сказках, где я выступал и в роли драматурга, автора инсценировки. А я приучен воспитанием и первым образованием к системному подходу. Успех голову не кружит: к моменту, когда я в третий раз сел на студенческую скамью, в активе уже был спектакль «Дисней собирает друзей», который объехал всю страну — от Хабаровска до Нарьян-Мара. Плюс Израиль, Польша, Болгария… 
— Вы начали с фантастики, одна из самых значительных режиссёрских работ — сказка-притча по пьесе Шварца «Тень», и вот теперь совсем свеженькое, «Синяя птица». Непреодолимая тяга к чуду? 

— А стоит ли её преодолевать? Сказка позволяет находить нестандартные решения вполне земных, реальных проблем. А «Синюю птицу» я поставил в областном театре оперетты, который базируется в Пушкине. Чрезвычайно интересный опыт, особенно если учесть, что пришлось работать с потрясающей музыкой Андрея Петрова. 
— Вы потрясающе ведёте детские утренники — это особый дар. Не думали стать руководителем детской театральной студии? 

— Пока такой задачи перед собой не ставил. Что касается дара, мне трудно судить. Особых секретов нет. Уважение, внимание, игра — больше ничего не требуется. Надеюсь, что мне удастся всегда следовать этому принципу в общении с моим сыном. Хотелось бы, чтобы и в его жизни присутствовала та самая поправка на чудо.

Вопросы задавали Анна ГОРБАЧЕВА и Ирина МЕЛЬНИКОВА
«Родники», № 90, 19 июня 2015 г.

C сайта http://yiv1999.narod.ru/

Комментарии закрыты