Становление героя

Обычно для праздничных представлений выбирают истории с ново­годним сюжетом, но режиссёр-постановщик «Храброго сердца» Алексей КУРГАНОВ поступил иначе.

Становление героя Становление героя — Алексей, почему вы остановили свой выбор на пьесе, действие которой разворачивается даже не зимой?
— Я перечитал множество инсценировок, но большинство из них не отличаются высоким качеством, а пьесу «Считаю до пяти…» написал профессиональный детский драматург Михаил Бартенев, прекрасно владеющий своим ремеслом. И в ней нет указания на время года, но действие происходит явно не зимой. В нашем спектакле это будет весна — конец апреля, когда снег уже практически растаял, когда начинает припекать солнце, появляется трава, когда высох асфальт и на нём можно рисовать мелками классики, когда дети выходят гулять во двор.
— Но ведь персонажи пьесы — не дети, а лесные обитатели: Заяц, Белочка, Волк…
— В каждом их них угадывается ребёнок. И поэтому возникла идея рассказать лесную сказку как историю о дворе, где собираются дети, играют в разные игры, выстраивают какие-то отношения. Среди них есть лидеры и ребята, пытающиеcz завоевать их дружбу, есть королева двора — всё как в обычной детской компании. Но по ходу действия ситуация меняется, и тот, кого поначалу считают не достойным дружбы, оказывается героем. Как режиссёру мне всегда нравились истории, в которых есть тема становления героя.
— И кто же он?
— Заяц. У нас в спектакле это робкий, застенчивый мальчик, маменькин сынок, который до поры до времени на улицу практически не выходил, с дворовыми ребятами не общался. А потом он увидел красавицу Белочку и лишился покоя. Чтобы познакомиться с ней, Заяц попробовал Становление героя включиться в жизнь двора. Компания его не приняла. Зажатых, не уверенных в себе детей обычно высмеивают, они кажутся странными и непонятно, как с ними играть, как себя вести. Заяц вынужден преодолевать издёвки, неприятие. Для этого нужна такая сила духа, такая энергия… И хотя его героизм проявляется ближе к финалу спектакля, для меня он изначально герой.
Становление героя — Значит, у него храброе сердце. А в чём проявляется героизм Зайца?
— Рискуя жизнью, он спасает друга, а кого именно и в какой ситуации, рассказывать пока не буду. Но в тот момент, когда Заяц совершает подвиг, все понимают, что на самом деле он совсем не такой трусливый, каким казался раньше. И героям сказки становится, наверное, даже стыдно, что они не принимали его в свою компанию. Изменить отношение к самому себе и избавиться от навязанной окружающими роли труса ребёнку гораздо труднее, чем взрослому человеку. Но героям нашего спектакля это.удаётся, они начинают иначе смотреть друг на друга. Сказка есть сказка. Мы, взрослые, в жизни постоянно играем какие-то роли: кто-то — начальника, кто-то — неудачника… Это очень мешает, потому что в итоге каждого из нас начинают оценивать не по человеческим качествам, а по той или иной функции или принятой на себя роли.
— Заяц пытается и завоёвывает дружбу тех, кто над ним потешался и обижал его. Стоило ли стремиться к признанию со стороны недоброжелателей, и может ли оно быть наградой для такого благородного героя?
— Герои нашего спектакля отнюдь не злодеи. Дети, в принципе, не могут быть таковыми, ведь их личности только формируются. Они могут что-то осознать, измениться. Сказка позволяет нам всё чудесным образом преобразить, тем она и хороша. Для нас с артистами эта история интересна ещё и тем, что позволяет вернуться в собственное детство и сказать со сцены те слова, которые мы в своё время хотели сказать и не сказали, совершить поступки или даже подвиги, на которые не хватило храбрости в детстве. В итоге, вся жизнь складывается из несовершенных поступков, несказанных слов, неосуществленных возможностей. Новый спектакль позволяет нам реализовать свои детские мечты, поиграть в жмурки, прятки, салочки, то есть в игры нашего детства. И все это мне безумно нравится.

Т.КОРОТКОВА, А.УРАЛОВА
«Родники», 19 декабря 2009 г.

Комментарии закрыты