В «ФЭСТе» осваивают жанр театрального сериала и размышляют над злободневностью шекспировской драмы

В «ФЭСТе» осваивают жанр театрального сериала и размышляют над злободневностью шекспировской драмыНа недавней пресс-конференции по поводу открытия очередного сезона в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» разговор шёл не только о готовящихся премьерах, которые обещают удивить зрителей новаторскими решениями, но и о приоритетных направлениях репертуарной политики труппы, о современных театральных тенденциях и добрых традициях. В первую очередь художественный руководитель «ФЭСТа» заслуженный артист России Игорь Шаповалов поблагодарил собравшихся представителей СМИ за оказанное внимание, являющееся одним из слагаемых успеха любого творческого коллектива.
Однако самое главное для репертуарного театра — это мнение зрителей. И чтобы его узнать, в начале сентября в «ФЭСТе» провели эксперимент, в рамках которого режиссёры поделились с публикой своими постановочными замыслами, а та в свою очередь оценила их и проголосовала за наиболее понравившиеся. «Эксперты во главе с заведующим нашей труппы заслуженным артистом России Дмитрием Полянским отобрали двенадцать проектов, показавшихся наиболее интересными, — пояснил Игорь Александрович. — Самое большое количество голосов набрал спектакль «Лев зимой» по одноимённой пьесе Джеймса Голдмена. Изначально это было предложение актёра нашего театра заслуженного артиста Московской области Игоря Калагина, к которому затем подключился Дмитрий Скотников, недавно окончивший режиссёрский факультет Театрального института имени Б. Щукина. Вместе они не просто показали эскизы, но и подготовили отрывок, на мой взгляд, очень симпатичный. Им удалось сделать интересные актёрские этюды. И я, как худрук, который в своё время отклонял данный проект, поменял свою точку зрения. Сейчас постановка этого спектакля кажется мне вполне возможной».

Второе место в зрительском голосовании заняла Рената Соти Риади, которая в «ФЭСТе» поставила много спектаклей («Самоубийца», «Летучая мышь» и др.), с идеей создания «Женитьба Фигаро» по пьесе Пьера де Бомарше. А бронзы удостоился проект по очень известному произведению «Ромео и Джульетта». Его представлял Дмитрий Скотников. В силу целого ряда обстоятельств руководство театра приняло решение, что в постановку пойдёт именно трагедия У. Шекспира. «В данном эксперименте принимала участие группа компаний «Квартал 9-18», которая выделила средства на реализацию проекта, — рассказал Игорь Шаповалов. — Над «Ромео и Джульеттой» мы будем работать с Дмитрием Скотниковым совместно. Не знаю, что из этого получится. Я впервые в жизни буду ставить дуэтом (улыбается). Правда, на заре своей режиссёрской деятельности мне довелось работать над дипломным спектаклем «Забыть Герострата!» по пьесе Г. Горина вместе с нашим учителем, заслуженным деятелем искусств РСФСР Семёном Барканом. А Семён Аркадьевич мне тогда рассказывал, что в пору своей юности работал вторым режиссёром у В.И. Немировича-Данченко. Они ставили «Кремлёвские куранты». Но Дмитрий Скотников, уже поставивший у нас «Не совсем простую сказку» и «Арт», ни в коем случае не второй режиссёр. Мы договорились, что будем делать новый спектакль на равных».
Молодой и талантливый партнёр Игоря Александровича по постановке «Ромео и Джульетты» подчеркнул, что «ФЭСТ» давно хотел встретиться с драматургией У. Шекспира, и это — важнейший этап для любого театра. У обоих режиссёров есть ощущение, что именно сейчас самое время ставить данную пьесу, исходя из возможностей труппы и происходящих в мире событий. «Мы постараемся акцентировать основное внимание именно на конфликте, — отметил Дмитрий Скотников. — Ведь если его удаётся увидеть с позиции нынешнего дня, спектакль получается современным. В каких декорациях и костюмах играется пьеса, вопрос практический, утилитарный. Конечно, мы будем искать интересную современную форму, но ключевой вопрос заключается в сохранении драматургии Шекспира. История должна прозвучать с теми же мощью, интригой, динамикой, которые в неё были заложены».
Однако и от идеи поставить пьесу «Лев зимой», которую вполне уже можно назвать классической, руководство театра не отказывается. Вероятнее всего, этот проект будет реализован также в текущем сезоне, но на камерной сцене. А в самое ближайшее время зрителей «ФЭСТа» ждёт встреча с героями трилогии пьес А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая — не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь» («Женитьба Бальзаминова»). Над постановкой театрального сериала работают режиссёр, педагог кафедры режиссуры и мастерства актёра музыкального театра ГИТИСа, доцент Александр Каневский, который уже поставил на сцене «ФЭСТа» идущие с успехом спектакли «Марютка и поручик», «Женитьба», «Руслан и Людмила»; главный художник театра Ирина Титоренко и балетмейстер Ольга Насырова. Это будут два самодостаточных спектакля, которые можно смотреть как два вечера подряд, так и по отдельности. Премьера первой части «Любовных похождений Миши Бальзаминова» запланирована на 20–23 ноября.
«В четвёртый раз встречаюсь с «ФЭСТом» и хочу сказать, что для меня этот театр — совершенно уникальное место, — признался Александр Каневский. — Я очень много спектаклей ставил в России и за рубежом. Везде, если ты профессионально работаешь, складываются нормальные отношения. Но «ФЭСТ» обладает удивительной способностью производить какую-то фантастическую атмосферу во время репетиций. Так как я режиссёр и педагог, для меня абсолютной ценностью является то, что люди в процессе работы растут, что-то получают друг от друга. Этот коллектив, мне кажется, один из самых редких в России. «ФЭСТовцы» умудрились за 26 лет не растерять костяк труппы, в то время как многие другие театры похожи на проходной двор. Актёры бегут в поисках лучшего заработка, мечутся между телевизионными съёмками, театральными подмостками, озвучиванием, другими халтурами. У мытищинских артистов тоже есть параллельные работы, они снимаются, их знают в России, но при этом актёры умудряются сохранять тоску по настоящему театру».
В «ФЭСТе» осваивают жанр театрального сериала и размышляют над злободневностью шекспировской драмы
По этому принципу проводился и кастинг в «ФЭСТе». По его итогам в труппу зачислены семь молодых артистов, которые будут задействованы в готовящихся премьерах. «Для нас было важно не просто отобрать суперталантливых ребят, а разглядеть в них «ФЭСТовцев», — подчеркнул Игорь Шаповалов. — Что имеется в виду? Во-первых, увлечённость театром. Во-вторых, предрасположенность работать в коллективе, трудолюбие. При этом, конечно, артист должен быть неплохо обучен. С приходом этих ребят у нас и появилась возможность поставить Шекспира, потому что в «Ромео и Джульетте» практически все, за исключением родителей, — молодые люди».
Главную роль в сериале по А.Н. Островскому также играет молодой актёр Валерий Бездетко. Вместе с ним через все три пьесы проходят мать Мишеньки Бальзаминова Павла Петровна, в образ которой на репетициях вживается заслуженная артистка Московской области Людмила Лобанова; кухарка (заслуженная артистка России Татьяна Полянская) и сваха (заслуженная артистка Московской области Наталья Ларюнина). «Островский был театральным человеком, — отметил Александр Каневский. — Он долгие годы прослужил драматургом в Малом театре. Естественно, очень хорошо знал, в чём нуждаются актёры и зрители. И одно из обстоятельств, почему эта трилогия появилась на нашей сцене, — в ней заняты четырнадцать опытных и молодых актрис. Для меня данная история не мужская, а женская, ведь вокруг Бальзаминова всегда много женщин».
«В пьесах Островского звучит очень актуальная среди молодёжи мысль: деньги могут свалиться на тебя с неба только потому, что ты симпатичный, — добавил Игорь Шаповалов. — Можно найти богатую женщину, и у тебя сразу всё будет: состояние, положение, интересная счастливая жизнь. Это глубочайшее заблуждение, на котором всегда облапошивали ребят разного рода авантюристы. И в истории Миши Бальзаминова Островский роскошно раскрывает эту тему». «При этом Бальзаминов очень обаятельный молодой человек, его иногда даже жалко, — продолжил Александр Каневский. — В третьей пьесе он наконец добивается своего. И тут возникает вопрос: это верно, справедливо? А в чём собственно ему повезло? Хочется, чтобы рост героя осуществился, иначе непонятно, для чего столько мучиться (улыбается)».
В «ФЭСТе» осваивают жанр театрального сериала и размышляют над злободневностью шекспировской драмы
Помимо разнообразных постановок для взрослых в начавшемся XXVII сезоне Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» по сложившейся традиции к Новому году выпустит два спектакля для детей. Несмотря на режим жесточайшей экономии, связанной с сокращением бюджетного финансирования театра, директор «ФЭСТа» Игорь Соколов заверил журналистов в том, что все задумки осуществятся, ведь даже в кризисные 2008–2010 годы труппа радовала своих зрителей премьерами. На пресс-конференции затронули и вопрос проведения Международного театрального фестиваля «Подмосковные вечера». Руководство «ФЭСТа» надеется не просто провести его осенью следующего года, а даже расширить. «На состоявшемся в сентябре выездном заседании областной Общественной палаты, в рамках которого обсуждался проект документа «Основы государственной культурной политики», наш Губернатор Андрей Воробьёв интересовался, какие амбициозные проекты могут быть осуществлены на территории Подмосковья, — рассказал Игорь Шаповалов. — И мы собираемся выйти в нему с предложением по расширению театрального фестиваля «Подмосковные вечера» с учётом включения в состав учредителей Правительства Московской области. В Мытищах очень удачный театральный центр: «ФЭСТ», недалеко — театр кукол «Огниво», РДКД «Яуза», замечательный парк с небольшими театрализованными площадками, «Арена Мытищи» и т. д. Если весь этот кластер закрутить в едином действии, может получиться грандиозный фестиваль, на мой взгляд, не хуже, чем в Авиньоне, тем более что театральные фестивали у подмосковной публики очень востребованы, и у нас есть профессиональные команды, имеющие опыт проведения подобных мероприятий».
В прошлом сезоне Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» поставил рекорд по количеству выпущенных новых спектаклей, которых было семь. А на этот раз, думается, коллектив решил поразить публику своими смелыми и креативными идеями. Что ж, как говорил А.Н. Островский, люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу — её можно и прочитать.

Светлана НОСЕНКОВА

Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА

Постоянный адрес cтатьи: http://gazetakoroleva.ru/?number=2014119&st=272

Комментарии закрыты