В мышеловке

Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» открыл свой очередной сезон премьерой. Зрителям была предложена версия пьесы известного болгарского драматурга Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго».

Пьеса Йорданова имеет ярко выраженную политическую направленность. Взяв за основу шекспировского «Гамлета», автор взглянул на события в Эльсиноре с позиций человека XX века, которому известны ужасы мировых войн, концлагерей и тоталитарных режимов. Он еще более усугубил мрачную атмосферу интриг, недоверия и страха, пронизывающую двор короля. Взобравшись на трон благодаря преступлению и выгодной женитьбе, пребывая в вечном страхе, узурпатор установил в государстве тюремный режим.

В мышеловке
По ходу действия раскрываются отношения между актерами и придворными. Как ни стараются люди искусства абстрагироваться от политики, она их затягивает в свой водоворот. Директор труппы Чарльз (А.Кузьменко) одержим желанием создать стационарный театр. Для этого нужны деньги, а за спектакль в страшном Эльсиноре Полоний обещал солидное вознаграждение. Умудренный жизнью Бенволио (С.Гришаков) предупреждает, что это может быть опасно, но за мечтой о своем театре Чарльз ничего не хочет видеть.

Из пьесы-первоисточника в «Убийство Гонзаго» перекочевали Полоний, Горацио, Офелия и труппа бродячих актеров плюс голос Гамлета за кадром. Однако их роли наполнились новым содержанием: безобидный царедворец Полоний превратился в опасного интригана, грезящего о неограниченной власти; Горацио стал лукавым придворным, готовым примкнуть к любому, кто одержит верх в борьбе за власть; Офелия осталась послушной дочерью лишь на словах. Вопреки планам отца она сначала собирается уйти в монастырь, а потом — в актрисы. Главная же роль в пьесе отдана актерам. Приглашенные разыграть пьесу, по ходу которой должно выявиться преступление короля, актеры, сами того не желая, становятся центром интриги, могущей привести к государственному перевороту. И здесь театр как искусство пересекается с театром политическим.

Постановщик спектакля Игорь Шаповалов сумел сохранить баланс между двумя составляющими пьесы — политикой и искусством и провести между ними некоторые параллели. Многоликая политика представлена грозной фигурой Полония (А.Аптовцев). Его далеко идущие планы выявляются постепенно. Он использует любую возможность приблизиться к власти хоть на йоту. Ради этого он пожертвует и счастьем дочери, и жизнью актеров. Выполнив возложенную на них задачу, они становятся опасными свидетелями. Полоний решает их устранить, и без колебания сделал бы это, если бы не был заколот Гамлетом.

Полоний идет к власти напролом. Он стравливает и сталкивает врагов, надеясь, что в междоусобной борьбе они уничтожат друг друга, расчищая путь третьему — ему. Совсем другую грань политического театра представляет Горацио (И.Ильин). Его речи учтивы, движения изящны. Он — человек, приятный во всех отношениях. Его позиция наблюдательная. Он в драку не полезет, но плодами ее воспользуется непременно, вовремя примкнув к побеждающей стороне.

И вот в этой цитадели интриг и страха труппа бродячих актеров, соблазнившись богатым вознаграждением, должна сыграть пьесу «Убийство Гонзаго». Вставленная в нее по желанию принца Гамлета пантомима воспроизводит убийство короля. В пьесе пантомима будет сыграна трижды, и каждый раз по-новому интересно. Комический вариант представлен на репетиции пьесы, ученически затверженный для Полония, и трагический — перед королем. У Йорданова четко прочитывается мысль, что истинное искусство может подниматься на небывалую высоту и не только реанимировать прошедшие события, но и предугадывать будущие. Не зря Полония так испугал сыгранный актерами финал шекспировского «Гамлета», в котором он не увидел себя.

Его энергичная и страстная жена Элизабет (Л.Лобанова) снедаема ревностью к своей молодой товарке Амалии (А.Баринова). Лирическая линия в спектакле прочерчена почти пунктирно. Любовь в этой схватке искусства и политики уходит на второй план. Эту девушку из трактира Полоний пытается использовать как агента и пристроить сначала к Гамлету, потом к королю. Не смея протестовать, она подчиняется его воле и гибнет.

Герой-любовник Генри (отличная работа дебютанта С.Метелкина) молод, весел и полон жизни. Он не собирается умирать из-за какой-то там политики, так же как и суфлер (С.Хапров), который в силу своей незначительности надеется остаться незамеченным и уцелеть в политических играх. На этот раз актерам это почти удалось. Место погибшей Амалии заняла Офелия (Н.Галютина), и труппа спешно покидает Эльсинор.

Такова канва этой сложной, многоплановой пьесы Н.Йорданова. На ее основе Игорю Шаповалову удалось создать хороший, крепкий спектакль, который держит зрителя в неослабевающем напряжении на протяжении всего действия и смотрится с огромным интересом. Актеры, занятые в спектакле, играют очень слаженно, в едином ансамбле. Каждый из них сумел найти изюминку в характере своего персонажа, отчего образы получились хорошо выписанными и психологически обоснованными. У каждого есть свой маленький звездный час, когда его персонаж выходит на первый план, затмевая другие. Но тут же идет смена мизансцены, и внимание зрителей переключается на другого. От этого ритм спектакля становится разнообразным, что идет только на пользу спектаклю.

Очень точные декорации Марины Филатовой скупо подчеркивают угнетающую обстановку замка. Замечательная музыка Филиппа Чернова гармонично дополняет оформление спектакля, который можно считать творческой удачей «ФЭСТа».

А.УРАЛОВА
«Родники», 26 сентября 2007г.

http://yiv1999.narod.ru/Fest/FEST_List.htm

Комментарии закрыты