«В тебе я столько вижу красоты…»

В тебе я столько вижу красоты…

Впервые «Сирано де Бержерак» предстал перед публикой 120 лет назад в парижском театре Порт-Сен-Мартен. Это был не просто успех, а триумф, после которого автор пьесы Эдмон Ростан стал кавалером ордена Почётного легиона. С тех пор героическая комедия в стихах ставилась тысячи раз на подмостках по всему миру. Да и сейчас её можно найти, например, в репертуаре нескольких московских театров. Браться за столь популярную пьесу — огромный риск, который может быть оправдан только необычным решением постановки.

Премьерный спектакль «Сирано де Бержерак» Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» поистине уникален. Свежий взгляд режиссёра Ренаты Соти Риади на это произведение сквозь призму современности не только наводит на мысль о том, что за прошедшие столетия (ведь действие происходит в XVII веке, когда жил реальный прототип героя пьесы Э. Ростана французский драматург, философ, поэт, один из предшественников научной фантастики, гвардеец Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак) мир ничуть не изменился, но и позволяет по-другому посмотреть на ставшего легендой острослова и дуэлянта. Здесь параллельно любовной сюжетной линии на первый план выходит извечный конфликт настоящего поэта и общества — не понимающего, не принимающего его.

Героика, юмор, любовь

«Для любого театра постановка пьесы «Сирано де Бержерак» — знаковое событие и испытание на прочность, — поделился художественный руководитель театра «ФЭСТ» заслуженный артист России Игорь Шаповалов. — Это очень сложное произведение во всех отношениях — и с точки зрения конструкции самой пьесы, и с точки зрения стихотворного текста, и с точки зрения образов, требующих филигранной точности в исполнении. Здесь много технических и творческих нюансов. Да и заявленный жанр — героическая комедия — весьма непрост. Я всегда с большой настороженностью относился к данному произведению, но Рената Соти Риади, с которой наш театр сотрудничает почти 20 лет, убедила меня, что у неё получится».

Лучшим подтверждением тому, что очередной эксперимент театра «ФЭСТ» удался, стали полные залы при первых показах премьерного спектакля, настоящие эмоции, бурные овации зрителей и, конечно же, цветы артистам. Главную роль — Сирано де Бержерака — блистательно исполняет заслуженный артист России Дмитрий Полянский. Искренний и страстный, бесстрашный и благородный, умный и талантливый, смешной и мужественный — Сирано в любую минуту готов сменить маску, оставаясь при этом самим собой. Дмитрий Полянский в образе своего неоднозначного героя смотрится естественно и эффектно, играет харизматично, прочувствованно, постоянно на нерве, на грани, чем и завораживает, раскрывая богатый внутренний мир носатого сумасброда. «Сирано для меня личность трепетная, мятущаяся, всё время ощущающая боль несправедливости, — признался Дмитрий Валентинович. — И в то же время он высокий романтик, понимающий, что такое настоящая любовь».

Окружение Сирано

Его прекрасную музу Роксану очаровательно играет Анастасия Москвина, которой удаётся показать не только внешнюю красоту — тот волшебный флёр в манере говорить, осанке, движениях, который пленяет мужчин, но и духовный рост героини, когда из капризной книжницы, ценящей «форму лепестков» превыше «дивного аромата», она превращается в любящую женщину, понимающую, что гений души важнее красоты. Убедительно смотрится Павел Конивец в образе пылкого дерзкого молодого гвардейца Кристиана. Его герой хорош собой, решителен и смел в бою, но — вот досада! — очень косноязычен и не эрудирован. Дополненный талантом и смекалкой Сирано, он хорошо подходит на роль идеального возлюбленного Роксаны. Но, не лишённый гордости и чести, Кристиан не может постоянно жить в обмане.

Нельзя не отметить игру заслуженного артиста России Антона Кузьменко в роли напыщенного, самовлюблённого, вездесущего графа де Гиша, которому плохо удаётся прятать за высокими титулами свои трусость и недалёкость. На долю заслуженного артиста России Игоря Бондаренко выпало чуть ли не с десяток ролей от директора театра и актёра Монфлери до поэта и музыканта, с каждой из которых он блестяще, с юмором справился. Жизнеутверждающе, ярко и многогранно смотрятся верный друг Сирано бравый Ле Бре (Алексей Аптовцев), восторженный поэт-кондитер Рагно (заслуженный артист Московской области Фарит Халяпов), его ветреная и циничная жена Лиза (Надежда Лаврухина), кокетливая и хитроумная дуэнья Роксаны (заслуженная артистка Московской области Наринэ Осипова). В этом густонаселённом спектакле много ярких актёрских работ. Даже такие эпизодические роли, как расфуфыренные по последнему слову моды маркизы (Илья Кочергин, Игорь Сетдеков и Дмитрий Скотников) вызывают у публики неподдельные смех и восторг.

Целостное звучание спектакля

Очень интересно художественное решение спектакля, предложенное главным художником театра Ириной Титоренко и позволяющее происходить действию одновременно на нескольких уровнях: сцена, деревянные подмостки, двухэтажные декорации и белый занавес, на котором транслируются видео, теневые и мультимедийные проекции. Таким образом добавляются многоплановость, полифония, появляется объём, перспектива, глубина. А яркие костюмы, сочетающие в себе моду XVII века и элементы современного гардероба, танцевальные номера (хореограф — Наталья Чукарина) и музыкальное оформление (Евгений Барбакадзе при участии Светланы Голыбиной) добавляют общей картине эффектности. Даже песни на стихи Владимира Высоцкого, а также артистов «ФЭСТа» Павла Конивца и Филиппа Ефимова звучат в постановке гармонично и оправдано, подчёркивая трагизм судьбы настоящего поэта, независимо от того, в каком веке ему довелось жить.

«Мы хотим, чтобы зрители задумались о смысле, цели жизни, о том, что такое честь, достоинство, совесть, любовь, — сказала Рената Соти Риади. — Мы говорим о любви не только к женщине, к своим товарищам, но и о патриотизме». Премьерный спектакль «ФЭСТа» «Сирано де Бержерак» — мощная работа, своеобразный гимн любви к истинному театральному искусству, который заставляет зрителей испытывать чувства и не бояться признаться в них.

Ближайшие показы героической комедии состоятся 3 и 4 марта в 19.00.

Лана Литус, фото автора
опубликовано на сайте http://in-korolev.ru

Комментарии закрыты