Восемь вечеров — от Шекспира до Шекспира

30 ноября в Мытищах завершился международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера».

Начался мытищинский театральный фестиваль с самой что ни на есть классики — с Уильяма Шекспира! Им же и закончился. Правда, в весьма нетрадиционной (мягко говоря) трактовке. Название спектакля, который мы увидели на камерной сцене театра «ФЭСТ» в первый фестивальный день, принадлежит Шекспиру только отчасти: «Макбет. Только первая собака знает, почему лает. Трагедия-ритуал». Это синтез известного сюжета, приёмов традиционных театров Индии и Японии с элементами древнего восточного обряда Зар, который тоже, по сути, является спектаклем, только с участием потусторонних сил. Причём для самих участников этого действа духи не менее реальны, чем существа из плоти и крови, — так же, как знаменитые ведьмы в «Макбете».

У Эбрахима Пошткохи, создателя и художественного руководителя иранского театра «Титовак», есть целая теория по поводу общих корней восточной драмы. То, что получилось в итоге, завораживает, хотя нечто вроде оперного либретто зрителям явно не помешало бы. Ну, не сильны мы, мытищинские театралы, в персидском языке! Самое интересное, что иранские артисты не раз заставляли ни слова не понимающий зал смеяться! Иранцы проявили себя как настоящие бойцы, поскольку играть перед «глухим» зрителем для драматического актёра очень серьёзное испытание. В итоге — премия симпатий жюри «За лучший актёрский ансамбль» едет в Иран, её увозит с собой театр «Титовак».

Не менее экзотической оказалась и «Джульетта» в жанре клоунады, которой завершился мытищинский фестиваль. Моноспектакль португальской актрисы Эльзы Валентим (она же — клоун Кармен) представлял молодой датский театр «TELL TO JOY». Торжество интернационала и интерактива пришлось мытищинским зрителям по душе. Со взаимопониманием дела обстояли несколько лучше, чем в иранском спектакле: Кармен хорошо подготовилась к первому показу в России, выучив несколько фраз на языке зрителей. Остальное было на английском, понятном большей части аудитории, и на португальском — это для шарма и экзотики.

О том, что произошло на фестивале между двумя Шекспирами, лучше всего могут рассказать те, кто присуждал награды победителям. Перед самой церемонией награждения состоялась итоговая пресс-конференция, в которой приняли участие члены жюри, известные театральные критики.

Восемь вечеров   от Шекспира до Шекспира Павел РУДНЕВ, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова, помощник ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам:
— Чего не было на фестивале «Подмосковные вечера» — так это монотонности. Есть разнообразие стилевых подходов, а это означает, что хозяева фестиваля не замкнулись в рамках одного направления, мало того, «ФЭСТ» позволяет своей публике и своим артистам видеть театры других стилей! Обладая достаточной для этого смелостью, можно дать своей труппе получить много нового и полезного на опыте иного, даже инородного направления. В том числе и радикально-экспериментального. То, что на малой, камерной сцене фестиваля было больше интересных спектаклей, чем на основной сцене, отражает общую тенденцию развития мирового театра.

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, председатель жюри, заведующий отделом культуры «Независимой газеты»:
— Надо сказать, что два спектакля, которые на фестивале «Подмосковные вечера» были показаны на большой сцене, поставлены как камерные. Это спектакли Челябинского театра драмы имени Наума Орлова «Сколько длится любовь?» и «Не всё коту масленица» Островского столичного театра имени Маяковского (приз симпатий жюри «За спектакль большой формы»). Сделано это было с согласия самих участников. Спектакль театра имени Маяковского пережил этот перенос без ущерба. Если говорить о том, что меня более всего удивило на этом фестивале, что стало открытием, то я назову именно спектакль «Не всё коту масленица». Он почему-то не получил достойного освещения в прессе, так что Мытищи… открыли для нас театр Маяковского!
У вас в Мытищах замечательная публика. Понятно, что театр в подмосковных Мытищах и театр, к примеру, в центре города Орел — это несколько разные вещи. Здешние зрители по-настоящему любят театр, любят свой театр «ФЭСТ», его актёров. В этом театру «ФЭСТ» очень повезло.

Татьяна ТИХОНОВЕЦ, член экспертного совета театрального фестиваля «Золотая маска»:
— Я помню великие спектакли, которые шли на больших сценах. Например «Мещане» и «Горе от ума» Товстоногова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Анатолия Эфроса. Спектакли Эфроса — это очень тонкая, кружевная режиссура, и рампа не мешала доносить нюансы до зрителя! Думаю, тяга к камерности связана с тем, что нынешнее поколение режиссёров и драматургов, при безусловном наличии таланта, — люди с «осколочным» сознанием. Большинство из них, хотя есть и исключения. Что касается открытий, которые я сделала для себя в ходе фестиваля, могу назвать петрозаводский театр, который показал «Гранатовый браслет» Куприна. Приятно, что этот спектакль по результатам зрительского голосования имеет очень хороший рейтинг. Открыла я для себя и ваш театр, потому что прежде в Мытищах не бывала: понравилась молодая команда с обаятельными, живыми лицами. Знаете, как бывает — смотришь на лица актёров ещё до спектакля и видишь, что все мышцы переродились от вранья. По спектаклю видно, что есть хорошая школа, живые реакции, хорошие перспективы. Понравился петербургский театр «Особняк», который идёт действительно своим, особым путём (приз симпатий жюри «За спектакль малой формы»). На мытищинском фестивале они показали спектакль «Король умирает» по пьесе Ионеско. Хочется отметить спектакль киевского театра «Крысолов» — потрясающее сочетание режиссуры и сценографии и тоже свой, особый путь. Был заявлен нетривиальный, привлекающий внимание жанр под названием «3D-книга», и спектакль зрителей не разочаровал (приз симпатий жюри «За лучшую режиссёрскую работу»). В ближнем зарубежье русскоязычные театры живут нынче трудно — не в политическом плане, а в смысле отсутствия контекста. Так что спасибо «Подмосковным вечерам» за возможность встретиться и обменяться опытом.

Восемь вечеров   от Шекспира до Шекспира Виктор АЗАРОВ, глава Мытищинского района:
— Театральная неделя пролетела, как один миг. Думаю, что наши гости за это время стали нашими добрыми друзьями. Победители определены, но главный выигрыш достался нам, зрителям, потому что праздник удался! Театральный форум стал достойным завершающим аккордом Года культуры в Мытищинском районе. Хотя впереди ещё немало интересных событий!

И ещё о наградах:

• Нижний Новгород, творческая мастерская «Granart» — приз молодым исполнителям «Ни пуха, ни пера»;
Оксана Киселева (Московский академический театр имени Владимира Маяковского) — лучшая женская роль второго плана;
Алексей Лисицын (Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская», г. Петрозаводск) — лучшая мужская роль второго плана;
Ульяна Чеботарь (театр «ФЭСТ») — лучшая женская роль;
Андрей Иодловский (Озерский театр драмы и комедии «Наш дом») — лучшая мужская роль.

От председателя СТД России Александра Калягина памятный кубок «За развитие театрального искусства» был вручен Мытищинскому району как учредителю и организатору фестиваля «Подмосковные вечера». До следующей встречи!

Анна ГОРБАЧЁВА
«Родники», 05 декабря 2012 г.

Опубликовано на сайте Игоря Янковского

Комментарии закрыты