Сложная закулисная жизнь — Статья в газете «Родники»

Когда говорят о театре, то в первую очередь вспоминают актёров, во вторую — режиссёров, иногда помнят композиторов, реже — художников и почти никогда — скромных тружеников сцены, без которых спектакль не состоится. Заглянем за кулисы и познакомимся с теми, кто помогает режиссёру создать незабываемый спектакль, а актёрам войти в образ.

Сложная закулисная жизнь   Статья в газете Родники Игорь ШАПОВАЛОВ, художественный руководитель театра «ФЭСТ»:
— Образно говоря, театр — это корабль, на котором есть пассажиры — зрители и команда — актёры и службы, без которых корабль плыть не может. Здесь всё взаимосвязано: вовремя не поставят декорации — сорвется репетиция — актеры придут на спектакль неподготовленными — зритель останется недоволен. При постановке нового спектакля задействованы все службы. Постановщик репетирует с актерами, художник готовит эскизы, ставится свет. Костюмеры и реквизиторы подбирают предметы и одежду, чтобы актерам легче было найти рисунок роли. Зав. постановочной частью превращает в чертежи и сметы то, что задумал художник. Директор это утверждает.
После конкурсных процедур определяется подрядчик, который изготовит декорации. В дело вступают монтировщики. Подобрана музыка — подключаются звуковики. Шьются костюмы и обувь, изготавливается реквизит. Технический процесс очень сложен. В театре работают более ста человек, и только 28 из них — актеры. Без технических служб возможна лишь лабораторная работа, но не полноценный спектакль. А ведь еще нужно обеспечить продажу билетов, чистоту в театре, безопасность и многое-многое другое, без чего театр не может нормально функционировать,

Сложная закулисная жизнь   Статья в газете Родники Вячеслав ВОЛКОВ, заведующий монтировочной частью:
— В нашей службе восемь человек — монтировщики и машинисты сцены. Наша работа — декорации, одежда сцены, мебель, оформление сцены к спектаклям и репетициям. Часть декораций мы делаем сами. Здесь требуется работа плотника, столяра, слесаря, сварщика, инженера, бутафора.
Сцена наша сложная: здесь нет колосников, куда можно поднять декорации. Поэтому каждый раз мы их заново ставим. Хранятся декорации в подвале, на лифте мы их поднимаем на сцену и монтируем. Часто это происходит в ночные часы. Заканчивается вечерний спектакль, мы убираем декорации и ставим другие для утренней репетиции. Работа трудоемкая. Например, декорации для «Чумы на оба ваши дома» шесть человек монтируют десять часов.
Иногда кроме смены декораций в антракте требуются перестановки по ходу спектакля. Тогда мы надеваем театральные костюмы и выходим на сцену.

Сложная закулисная жизнь   Статья в газете Родники Надежда СЕЛИВАНОВА, заведующая реквизиторским цехом:
— Задачи нашей службы — хранить реквизит, готовить его к спектаклю, выносить на сцену, расставлять там, где надо. Перед началом спектакля требуется проверить, чтобы фонари горели, батарейки работали, цветы были составлены в букет и так далее. У нас театр классического типа. Во многих спектаклях по ходу действия актеры едят по-настоящему. Значит, мы должны порезать, красиво разложить на тарелки. Иной раз я и котлеты жарю.
В цеху составлен список предметов на каждый спектакль и записано,где, что и как должно стоять. Когда в антракте меняют декорации, мы с помощницей одновременно меняем реквизит.
После спектакля мы все предметы собираем, проверяем по списку (ведь иногда используется до 50 предметов), раскладываем по коробочкам. Если сразу этого не сделать, то завтра, когда начнется подготовка к другому спектаклю, всё можно перепутать. Сейчас я с закрытыми глазами могу сказать, на каком спектакле, что и где должно стоять. Работа реквизитора требует большого опыта, который приобретается только в процессе работы.

Сложная закулисная жизнь   Статья в газете Родники Елена ТЕРНОВАЯ, заведующая костюмерным цехом:
— У нас в цеху три человека, и мы делаем всё, что касается одежды, обуви, головных уборов, следим, чтобы это всё было чистенькое, отутюженное, починенное. В каждом спектакле у ведущих актеров работают несколько костюмов и несколько пар обуви. Переоденет актриса платье, переобуется, сменит шляпку — уже другой образ. Если костюм сложный, то, чтобы надеть его, требуется помощь костюмера. Корсеты покроя XVII-XVIII веков с потайными застежками на актрису надевают два человека.
Перед спектаклем мы проверяем, чтобы все молнии, пуговицы, крючочки были на месте. Потом вешаем костюмы на кронштейн. У каждого актера есть на нем свое место. После спектакля все костюмы опять собираем. Их надо обязательно вычистить, проверить, если нужно — зашить, постирать, отдать в химчистку, отутюжить. Костюмы изнашиваются, и после сорока спектаклей требуется основательная реставрация. Иногда их приходится перешивать или даже шить новые при замене исполнителя.

Сложная закулисная жизнь   Статья в газете Родники Наталья ГАЛЮТИНА, гримёр:
— Так сложилось, что мы с Натальей Ларюниной не только играем в театре, но еще и исполняем обязанности: я — гримера, она — постижёра. Сложный пластический грим с накладками, которые скульптурируют лицо, мы не применяем, но сценический грим отличается от повседневного. Зрительный зал большой, и надо, чтобы отовсюду хорошо был виден актер, его лицо и глаза. Грим должен подчеркивать естественную выразительность лица. На таких спектаклях, как «Солнцеликий», «Волки и овцы», «Завтрак у предводителя», «Провинциалка», грим является частью художественного решения спектакля, его декоративность подчеркивает художественный стиль спектакля. В «Волках и овцах» требуется возрастной грим.
На детских спектаклях используется яркий грим, но там актёры справляются сами. Для спектакля «Лопушок у лукоморья» мы с художником Ириной Титаренко разработали рисунок грима, нарисовали его на лице каждого исполнителя, а потом сфотографировали. Так что теперь у них есть шпаргалки, по которым они себя гримируют.
При создании грима я исхожу из концепции, которую предлагает художник. Конечно, при этом учитываются и индивидуальные особенности актёра, и его пожелания. Для персонажа Сергея Гришакова в спектакле «Волки и овцы» мы придумали причёску с зачёсом набок, которым пожилые мужчины зачастую прикрывают наметившуюся лысинку: А потом он уже сам придумал кустистые развесистые брови, и образ сложился.
Для каждого спектакля используется свой комплект «растительности» — бород, усов, париков, подогнанных под конкретных исполнителей. Всё это хранится в специальной комнате.

Заканчивается спектакль, зрители расходятся по домам, а театральный процесс продолжается. Нужно проветрить и убрать зал, перемонтировать декорации, подготовиться к завтрашним репетициям. И так каждый день.

А.УРАЛОВА
«Родники», 27 марта 2010 г.

C сайта Игоря Янковского http://yiv1999.narod.ru/Fest/FEST_List.htm

3 комментария

  1. Почетный Гость

    К большому сожалению действительно существует такая порочная практика, во многих театрах в холле можно увидеть фотографии только актеров и режиссеров, и очень редко художников по свету и звуку, цеха, работников сцены, билетеров, кассиров и др.
    Каждый раз чувствую какую-ту вину за такую несправедливость.
    Согласен, что режиссер, акте, да и в целом театр не может существовать без этих людей. Низкий всем поклон за их труд и верность тому делу, которому они служат!

  2. А почему же не отметили звуковой цех и световой?

    Некоторые называют осветителей «светлячками»…

  3. А почему же не отметили звуковой цех и световой? Эти люди тоже имеют непосредственное отношение и к спектаклям и к репетициям. Чтобы сделать звуковое оформление для спектакля нужно очень много времени и труда! Попробуйте сделать музыкальный спетакль, например, такой как «Марютка и поручик», без звуковика… А такие спектакли, в которых звкооператор реагирует тоько на реплики актеров..пропустил реплику и музыка не заиграла…И все, картина спектакля пропадает…Этих людей тоже бы не мошало отметить…

Комментарии закрыты