Фантазия на тему любви и смерти

Фантазия на тему любви и смерти
В театре драмы и комедии «ФЭСТ» идут репетиции. Режиссер Александр КАНЕВСКИЙ ставит музыкаль­но-поэтическую фантазию Юрия Юрченко и Владимира Луначарского «Марютка и поручик». Премьера назначена на 4 ноября.
— Александр Исаакович, это ваша первая работа в нашем театре?
— Да, но вообще я занимаюсь режиссурой 35 лет. Я выпускник ГИТИСа, ученик Завадского, был главным режиссером театра «Царицыно», ныне свободный режиссер.
— Что представляет собой пьеса, которую вы ставите?

— Много лет назад поэт русского зарубежья Юрий Юрченко написал пьесу в стихах по повести Бориса Лавренева «Сорок первый». Драматургия Юрченко — поэтическое осмысление мира и времени. Автор пьесы талантливый версификатор. Его произведение интересно и с литературной точки зрения.
— Где-нибудь эта пьеса уже ставилась?
— Нет. В «ФЭСТе» будет то, что сейчас называется, «мировой премьерой». Здесь очень важно, что пьеса написана для меня, для конкретного режиссера.
— Почему же вы не поставили ее раньше?
— По разным причинам не мог. К тому же не было музыки, — ведь предполагалось музыкально-поэтическое действо, пока известный кинематографический композитор Владимир Луначарский ее не написал. Потом Юрченко доработал пьесу уже с учетом музыки. Мне материал показался убедительным, и я раздумывал, что с ним делать.
— Как вы познакомились с театром «ФЭСТ»?
— Очень просто. Я сделал несколько спектаклей с художником «ФЭСТа» Ириной Титоренко. Она и познакомила меня с руководством театра. Идея пьесы понравилась, и меня пригласили ее поставить.
— Насколько далеко пьеса отходит от своего литературного первоисточника?
— Это все равно что сравнивать соленое и зеленое. Это разные произведения. С литературной точки зрения Юрченко очень скрупулезен. Лавреневская фабула сохраняется, но сюжет пьесы иной. Он связан со стихотворным массивом.
— У Лавренева два героя — Марютка и поручик Говоруха-Отрок. В пьесе есть другие персонажи?
— Да. Действует театральный хор. История Марютки и поручика с одной стороны совершенно русская история, с другой — она еще и «лав стори», а с третьей — это экзистенциальная вещь, когда люди оказываются в состоянии выбора. Мне казалось, что уровень размышлений, предложенный Юрченко, восходит к театральным традициям. Хор может высказывать некое суждение о времени, комментировать происходящее, выходить за рамки фабулы. В каком-то смысле хор — проводник мысли режиссера. Через хор проходит решение всей истории.
— Александр Исаакович, как бы вы сами определили жанр спектакля?
— Это музыкально-поэтическая фантазия в двух актах. Юра назвал пьесу «Остров». Название очень точное, но сейчас, после фильма Лунгина «Остров», могут возникнуть неправильные ассоциации. «Марютка и поручик» тоже довольно метафорическое название. Марютка — ласкательное женское имя, оно персонифицировано. Поручик — понятие социальное, человек армии, государства, у него нет имени. Марютку играет молодая актриса Ульяна Чеботарь, поручика — опытный Дмитрий Полянский, один из ведущих актеров театра. В хоре заняты актеры разного возраста и разных поколений. Я бы хотел обратить внимание на то, что в «ФЭСТе» сохранилась редкая в театрах студийная атмосфера.
— Как будет оформлен спектакль?
— Ирина Титоренко, автор сценического решения, предложила открытое пространство, немного приподнятое, как бы взметенное, ведь у героев под ногами — непрочная земля. Здесь важно столкновение фактур: вздыбленного железа и его деревянного продолжения. Пластическим рядом руководит один из очень опытных московских балетмейстеров Марина Суворова, я много лет работаю с ней.
— У вас получается ассоциативный спектакль.
— Да, это авторская работа, спектакль, сочиняемый режиссером, художником и актером. Авторы дают для этого толчок. Здесь очень важен способ решения, разговор с залом, театральный язык.
— Чем лично вас привлекла история Марютки и поручика?
— Мне кажется, что повторяется ситуация, когда нас снова начинают делить на наших и ненаших. Театр должен иметь свою позицию, человеческую позицию. Не надо нас все время делить: мы в одной стране живем. История Марютки и поручика — повествование о любви, где нет наших и ненаших, а если они появляются, то не несут с собой ничего, кроме несчастья, страданий и жертв.

А.УРАЛОВА
«Мытищи», 27 октября 2007г.

http://yiv1999.narod.ru/Fest/FEST_List.htm

Комментарии закрыты