Наши уважаемые зрители (настоящие или будущие), вам очень повезло заглянуть именно на эту страницу! Здесь вы узнаете о том, как появился ФЭСТ, что означает его название, как складывалась судьба нашего театра и какими мы стали сегодня…. И конечно, мы прежде всего, мы расскажем о людях, оставивших свои имена в славной ФЭСТовской истории… Итак, путешествие во времени начинается!

Агитбригада ФЭСТ

В середине 70-х годов на Факультете Электроники и Системотехники Московского Лесотехнического института учились очень талантливые люди! Что, естественно, ведь факультет этот должен был готовить высококлассных специалистов космической отрасли - институт располагался совсем рядом с советской космической столицей - городом Королёв.

В те времена, как известно, отечественную интеллигенцию принято было делить на «физиков и лириков», однако их антагонизм, воспетый Борисом Слуцким, был, пожалуй, не более чем художественным преувеличением. «Лирики» с большим уважением относились к работе «физиков», интересовались и восхищались их победами и открытиями. «Физики» же не оставались в долгу - дружно тянулись к творчеству: «КВН», клубы самодеятельной песни, театральные студии, не говоря уже просто о любви к серьезной литературе, кино и театру.

И когда в 1976 году в Лесотехническом институте объявили конкурс студенческой самодеятельности, недостатка в желающих участвовать не было. Студенты Факультета Электроники и Системотехники (что, как вы догадались и образует аббревиатуру ФЭСТ ) О. Винокуров, М. Заславский, Е. Курашов, Е. Цветкова, П. Гришин, С. Демидов поставили спектакль «Сердцем с Чили» - судьба этой латиноамериканской страны, оказавшейся под властью военной хунты, в те времена, как известно, очень волновала весь советский народ, в особенности образованных молодых людей с романтическим складом характера и артистической жилкой.

В марте 1977 года фэстовцы праздновали победу на конкурсе, после которого решили продолжить совместный творческий путь. Так на свете появилась Агитбригада ФЭСТ, или «агитка», как называли ее сами участники. Они ставили самые настоящие спектакли, выпускали капустные программы на день факультета, в которых души шутили над разнообразными коллизиями студенческой жизни, готовили праздничные концерты, устраивали новогодние вечера, отчаянно соревновались с аналогичными коллективами других факультетов и других институтов, ездили с выступлениями в колхозы, где их собратья по студенчеству собирали картошку (да, уважаемые миллениалы и зумеры, была в советской стране такая забавная традиция), репетировали все свободное время и несвободное время, порой совсем забывая об учебе, постепенно становились настоящими звездами института… Но, закончив учиться, неизменно прощались с веселой и творческой молодостью – получали распределение на предприятия авиационной и космической отрасли, и отправлялись заниматься серьезным делом – в СССР свою судьбу надлежало выбирать раз и навсегда, и попытки свернуть с намеченных рельсов не поощрялись.

Однако на место ушедших приходили первокурсники, и «агитка» возрождалась, как птица Феникс, раз за разом, удивительным образом сохраняя свой дух и традиции. Это была первая особенность, выделяющая «фэстовцев» среди всего многообразия студенческих коллективов страны, вторая - неизменный интерес не только к веселым сценкам из студенческого быта, но и к серьезному материалу, к большим и сложным проблемам страны и мира, рассматриваемым через призму творчества – эта традиция «отцов - основателей» агитки, зародившаяся в «чилийские» времена, также не была забыта.

Апофеозом ее стала постановка в 1987 году спектакля «Без оружия», по мотивам культового романа Стругацких «Трудно быть богом». Если вы поражены сложностью произведения, к которому обратилась «агитка», то вы совершенно правы! Размаху действа позавидовал бы практически любой московский театр – больше ста участников на сцене! Собственно, городские легенды Мытищ и Королёва гласят, что контрамарки на это спектакль котировались наравне с билетами лучших профессиональных московских театров. Да, к тому времени у «агитки» был и более-менее регулярный репертуар и собственное помещение в студенческом клубе института, и студия… Много из этого стало следствием прихода в агитбригаду председателя комитета комсомола факультета электроники и системотехники – Игоря Шаповалова – будущего бессменного худрука театра «ФЭСТ», который быстро продемонстрировал недюжинные организаторские способности, став и лидером и основным режиссером «агитки». Именно Игорь Шаповалов поставил и спектакль «Без оружия» - масштаб и художественный уровень которого, по сути, уже даже превышал предел возможностей в принципе доступных студенческому коллективу.

Держать такую планку, а уж тем более развиваться дальше можно было только при переходе «в профессионалы». И, по счастью, именно в этот момент о подобном стало можно хотя бы задумываться. Страна стремительно менялась, люди искали себя в новой реальности, не очень еще представляя, что это будет за реальность. Незыблемое распределение для выпускников стало не таким уж незыблемым, монополию государственных предприятий стали активно нарушать кооперативы…

Словом пришло время рисковать и самим выбирать свою судьбу - в 1988 году «ФЭСТ» стал кооперативным театром, который основали Игорь Шаповалов и другой неизменный участник агитки – Игорь Ильин. Далеко не все студенты захотели так круто менять свою жизнь, но собрать небольшую сплоченную команду удалось. Впрочем, назваться профессиональным театром и соответствовать такому статусу – очень разные вещи! Молодые «фэстовцы» к своей несомненной чести это хорошо понимали.

"Щепка"

История о том, как Игорю Шаповалову удалось убедить ректора Театрального училища имени Щепкина Всеволода Порфирьевича Остальского хотя бы посмотреть «фэстовцев» заслуживает целой повести, а лучше пьесы! Тут потребовалось и подлинное дипломатическое искусство и самая искренняя, обезоруживающая вера в театр.

Поступить в театральный ВУЗ, и не просто поступить, а всем вместе – эта цель выглядела логичной, желанной и… совершенно несбыточной. В те времена, если и случались целевые актерские наборы, то исключительно для национальных республик, и уж конечно, взрослые, сложившиеся люди, с законченным или почти законченным высшим образованием - это совсем не тот материал, с которым привыкли работать тогдашние театральные педагоги…

По итогам специального показа, длившегося больше четырех часов, руководство института, отметило безусловный потенциал соискателей. Впрочем, народная артистка СССР Элина Быстрицкая, которой предстояло в этом году осуществлять очередной набор студентов, взять к себе целый готовый театр все-таки не решилась. Зато решился Семен Аркадьевич Баркан... Слегка расстроенные отказом Элина Авраамовны «фэстовцы» даже не представляли, как им повезло!

Талант театрального педагога – качество совершенно особое и само по себе уникальное. А если речь идет о рождении целого театра, о превращении группы восторженных энтузиастов в профессиональный творческий организм, требуется ещё и огромный человеческий авторитет, обаяние личности, способность привить ученикам не только творческие, но и этические приципы. Именно таким был Семен Аркадьевич Баркан! Руководитель первого фэстовского курса в «Щепке», человек, приобщивший вчерашних студентов «ЛесТеха» к тайнам актерской школы, задавший профессиональный и человеческий стандарт, благодаря которому театр существует до сих пор. На момент знакомства с фэстовцами, Семен Аркдьевич являлся уже театральной легендой. Почти полвека творческой деятельности, работа с А. Д. Поповым, М.О. Кнебель, А.А. Гончаровам, десятки спектаклей, множество учеников… Будучи уже очень немолодым человеком, Семен Аркадьевич сохранил абсолютно юношескую пламенную веру в театр и его миссию. Он всю жизнь учился, интересовался всем новым, живым, необычным. Возглавив курс в «Щепке», он сформировал и блестящую команду педагогов: Изольда Васильевна Хвацкая, Вадим Львович Лепилин, Валерий Николаевич Баглай... Увидев в ребятах живой огонёк, он и сам не жалел энергии. Был требователен, неутомим, страстен, а где необходимо – и беспощаден, научив главному - никогда не успокаиваться на достигнутом, быть предельно критичными к себе, всю жизнь самостоятельно учиться и совершенствоваться!

А между тем, в Щепке новый курс встретили, мягко говоря, настороженно. Это ведь были времена всеобщей коммерциализации. И конечно, кто-то решил, что ребята (а «фэстовцы», разумеется учились платно, а значит вынуждены были параллельно зарабатывать), решили просто купить себе… нет, не дипломы – право священнодействовать! И это отторжение пришлось долго и упорно преодолевать, а заодно переламывать себя, взрослых людей, и артистов, уже знавших, что такое успех, которым теперь предстояло начать с нуля, учится азам профессии. В итоге фэстовский курс не только доказал свое право называться щепкинцами, но и стал одним из лучших во всей многолетней истории легендарного училища. Игорь Шаповалов, Дмитрий Полянский, Антон Кузьменко, Игорь Ильин, Фарит Халяпов, Игорь Калагин, Татьяна Полянская, Ольга Алисова, Людмила Лобанова, Елена Бондаренко, Алла Баринова, Наринэ Осипова, Мария Фелянина – выпускники этого курса и «первое поколение» театра «ФЭСТ».

Надо отметить, что обучение в старейшей театральной школе страны с ее консервативными в хорошем смысле установками, интереснейшими образом дополнило те качества, которыми «фэстовцы» уже обладали.

Потому что ранний период «ФЭСТа», безусловно, прошел под знаком эксцентрики. Началось все еще в «агитке», со спектакля «Аделаида», благодаря которому «фэстовцы» начали потихоньку осваивать и навсегда полюбили интереснейший жанр драматической клоунады. Лидером на этом пути стал конечно же, один из корифеев «фэстовской труппы» Игорь Бондаренко, человек исключительно тонко чувствующий яркую театральную форму, с детства обожавший выступления цирковых клоунов, ездивший учиться в Ленинград к Вячеславу Полунину. Его постоянным соавтором стал Игорь Ильин, впрочем, среди первого фэстовского поколения, пожалуй, не было человека, который бы не поддался обаянию «клоунады». Наверное, таким необычным образом в творчестве ребят отражалось время – странное, парадоксальное, не совместимое ни с какими тривиальными представлениями о жизни. За первым клоунским спектаклем последовали другие, отдельные номера игрались в концертах и шоу-программах, направление оказалось не только увлекательным, но и очень востребованным – мало с кем из звезд эстрады и телевидения конца 80-х начала 90-х не довелось поработать «фэстовцам»! Можно было успокоиться и почивать на лаврах, тем более что «клоунада» приносила неизменный и серьезный доход. Но ребята предпочли всерьез осваивать профессию драматического актера. И в результате превратились в уникальных профессионалов, способных оправдать самый острый сценический рисунок, и при этом быть убедительными и правдивыми в психологическом театре.

А еще «ФЭСТ» с самого основания и навсегда - очень веселый театр. Мы обожаем шутить! Мы каждый год (23 февраля и 8 марта) поздравляем друг друга театральными капустниками, которые готовятся не менее тщательно, чем репертуарные спектакли. «ФЭСТ» - многократный участник (и победитель) фестиваля театральных капустников «Веселая коза». И, собственно говоря, чувство юмора – один из главных критериев, определяющих приживется новый артист в нашем театре или нет.

К "щепкинским" временам относятся спектакли, положившие начало регулярному репертуару теперь уже профессионального театра. «Игроки» Н.Гоголя, «…Забыть Герострата!» по Г. Горину - дипломный спектакль курса в постановке Семена Аркадьевича Баркана, «Друзья» Кобо Абэ, «Счастливый день» А.Островского, «Мысль» Л.Андреева… Игрались они поначалу еще в студенческом клубе «Лестеха», где возникла когда-то «агитка», но было понятно, что так не может продолжаться до бесконечности…

Свой дом

ФЭСТу было необходимо собственное здание! В конце концов получилось уговорить городские власти разместить театр в старом кинотеатре «Родина».

Оно находилось не в лучшем техническом состоянии, имелось всего две гримерки, не было прохода за сценой и «заряжаться» приходилось еще до появления в зале первых зрителей, однако это был дом! Свой дом, который начали потихоньку обживать.

А параллельно рождались новые спектакли, приходили новые люди. Так произошло знакомство с режиссёром Ренатой Сотириади, которая впоследствии поставила целый ряд важнейших для ФЭСТа спектаклей.

И тогда же было принято решение о наборе нового целевого курса.

Студия, как уже говорилось, существовала еще при «агитбригаде». Там собрались талантливые и трудолюбивые ребята, которые могли бы влиться в фэстовскую труппу, и тем не менее для совсем молодого театра, только встающего на ноги, это было сложнейшее и ответственнейшее решение. Но «фэстовцы» пришли в театр всерьез и надолго, а потому не думать о будущем было просто невозможно.

Курс набрали под эгидой Института Современного искусства, ректором которого (и худруком курса) стал Всеволод Порфирьевич Остальский. За исключением уехавшего в Германию Семена Аркадьевича Баркана, со студентами работали все те же щепкинские педагоги, усиленные фэстовцами первого поколения – соответственно, выпускники нового курса - Сергей Хапров, Павел и Александр Конивцы, Наталья Галютина, Елена Графова, Александр Иванов, Надежда Лаврухина, Анжела Чебакова, Наталия Ларюнина - стали поколением вторым. Их дипломный спектакль - музыкальная комедия «Под небом Парижа» на долгие годы стал одним из символов театра, а сами фэстовцы второго поколения превратились со временем в тонких умных артистов, особенно востребованных в сложной многоплановой драматургии.

Ко второму поколению театра мы по традиции относим также Ульяну Чеботарь, Алексея Аптовцева, Сергея Гришакова - артистов, пришедших в театр чуть позже и по-настоящему украсивших его!

В 2004 году «ФЭСТ» переживает возможно самое страшное испытание в своей истории – в здании, которое было совсем недавно отремонтировано буквально собственными руками, происходит сильный пожар, уничтоживший единственную на тот момент сцену, большую часть костюмов и декораций. Чтобы сохранить труппу и репертуар, спектакли больше года пришлось играть на различных гостевых площадках, зачастую не очень приспособленных для драматических спектаклей. Благодаря помощи жителей Мытищ, руководства города и области (отдельно хочется отметить тогдашнего губернатора Бориса Громова), наш дом был не просто отремонтирован, но и расширен, появилась камерная сцена, репетиционная площадка на четвертом этаже - нынешняя «Сцена под крышей».

И как раз во время ремонта театр знакомится с удивительным режиссером - Владимиром Агеевым. Спектакль «Солнцеликий» по пьесе М. Булгакова «Кабала святош», стал не только одним из самых необычных и интересных в фэстовской истории, он стал символом надежды и преодоления – неслучайно жанр постановки режиссер обозначил как «радостная история о торжестве театра».

Ведущий театр области

К середине нулевых «ФЭСТ» уверенно становится ведущим театром Московской области с огромным и разнообразным репертуаром, прекрасной труппой и удивительными, преданными зрителями.

Постепенно приходящие в театр молодые артисты формируют третье фэстовское поколение. В репертуаре появляются Шекспир, Чехов, Брехт. Мы знакомимся с новыми режиссерами (Александр Каневский, Алексей Курганов, Екатерина Корабельник, Дмитрий Скотников). Театр, может быть позже, чем хотелось, но активно начинает работать с современной драматургией. Проект «PRO-читки», предложенный актером Антоном Кузьменко в качестве эксперимента, быстро становится регулярным и любимым зрителем. С 2020 года активно проводятся режиссерские лаборатории….

Театру уже больше тридцати лет, хотя мы, по-прежнему, ощущаем себя молодыми. Нам хочется искать, развиваться, удивлять и удивляться самим. А главное – соответствовать ожиданиям нашей публики, которая не устает поражать нас своей любовью, добротой и преданностью… Когда после локдауна 2020 года, во время которого казалось, что вся привычная жизнь просто рухнула и ушла в небытие, мы увидели зрителей соскучившихся по театру, жадных до впечатлений, исключительно внимательных, чутких и благодарных – это был самый настоящий праздник! Впрочем, театр и есть праздник, который мы надеемся разделить с вами.

До встречи в ФЭСТе!
КАССА: +7 (495) 582-81-81
ПОДДЕРЖАТЬ ТЕАТР
© 2022 Мытищинский театр драмы и комедии "ФЭСТ", 141008, Россия, Московская область, г.Мытищи, ул.Щербакова, д.6А, телефон: +7(495)586-07-77, касса: +7(495)582-81-81
magnifiercrosschevron-down