Летний театральный бриз

Конец июня – время, когда театральная жизнь в стране замирает, но так бывает не везде. Уже шестой год подряд Союз Театральных деятелей объявляет конкурс на участие в Международной летней театральной школе. Молодых актеров, прошедших конкурсный отбор, ждет интенсивный тренинг по актерским дисциплинам. Результат 30-дневного марафона – выступление с итоговым спектаклем на сцене СТД и нескольких площадках в Подмосковье. Два спектакля мастерских Игоря Лысова и Евгения Ибрагимова были представлены на суд мытищинского зрителя на камерной сцене Театра драмы и комедии «ФЭСТ».

«Школа с Большой буквы», – говорит Евгений Ибрагимов, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», один из преподавателей летних учебных классов, режиссер-кукольник, который давно работает в Чехии, но уже второй раз с восторгом принимает приглашение СТД поучаствовать в летней школе. – «Как идея – это бомба, чудо. И как практика – это фантастика, и не только для студентов, но и для нас, педагогов». Ему вторит Дмитрий Мозговой, руководитель летней школы СТД: «Аналогов нашему проекту нет в мировой театральной истории. Есть летние курсы в Европе, на которые надо приехать, заплатив. У нас молодые актеры собираются совершенно бесплатно на конкурсной основе».

Летний театральный бризЛетний театральный бризЛетний театральный бризЛетний театральный бризЛетний театральный бриз

Школа проходит шестой год и уже стала международной. Изначально проект был задуман в помощь русскоязычным актерам бывших союзных республик. Им пришлось учиться мастерству в местных вузах, где обучение перешло на национальные языки. Зато потом выпускники приходили работать в русскоязычные театры, все еще существовавшие на территории бывших союзных республик. Понятно, что возникали определенные «трудности перевода». СТД выступил в роли доброй феи-крестной и придумал Ее – Школу. Сначала она была ориентирована на страны Балтии и СНГ, со временем география расширилась, и сегодня в летних классах участвует до 90 человек из всех уголков России и зарубежных стран. В этом году организаторы обработали более 400 заявок, в состав студентов вошли представители 20 стран мира, зацепив даже Египет в лице невероятно талантливого музыканта Салеха Ахмеда Мохамеда Мостафы, компенсировавшего незнание русского языка музыкальными импровизациями и экзерсисами.

На целый месяц молодежь заезжает в пансионат СТД в Звенигороде, где с раннего утра осваивает технические дисциплины, а после обеда собирается в классы на репетиции с мастером. Школа проходит при поддержке Министерства культуры Московской области, и 7 июня новый Министр культуры Московской области Антон Губанков приехал в Звенигород посмотреть, как занимаются и репетируют ребята. В дополуденном графике варьируются мастерство актера, сценическая речь, ритмика, сценическое движение, фехтование, сценический бой, современный танец, контактная импровизация, грим и история мирового театра. Мэтры не оставляют школяров своим вниманием, в этом году с творческими мастер- классами приезжали Александр Калягин, Валерий Фокин, Борис Любимов, Роберт Стуруя. В школе собираются очень талантливые ребята и прославленные педагоги, творческий градус зашкаливает, и на выходе всего за 15–18 репетиций рождается «гурманский продукт», как назвал новоиспеченные постановки режиссер Евгений Ибрагимов. Итак, шесть спектаклей поставлено в летней школе, два из которых были показаны в Мытищах.

«Пир во время чумы» Александра Пушкина в постановке Игоря Лысова – спектакль сложный, без начатков знания театра Анатолия Васильева неподготовленный зритель ушел просто ошеломленный. Игорь Владимирович, ученик Васильева, продолжает эксперименты учителя со словом и стихотворным ритмом, вгрызаясь в строки стихотворения, разжимая атомные связи между слов, что высвобождает колоссальное количество энергии. Эта энергетическая сила не может зависнуть в поле актера, она должна быть передана в зал, замкнув сцену и зрителя в «термопару», подняв градус, расшатав и расшевелив его устойчивые структуры. Это – лаборатория театра, своеобразные духовные практики и заявка превратить «Пир во время чумы» в «Пир духа». В отличие от обычной трактовки сюжета – разного рода посиделок с песнями, плачем и другой застольной жизнью – здесь, поскольку ученики Васильева занимаются духовными вопросами, режиссер избавился от всех бытовых подробностей, оставив только бокалы и фонари – как желание дать свет в этом зачумленном городе. По определению Лысова, была сделана попытка освоить материал, практически недоступный для драматического актера. Поэтому сама поэзия, а не сюжет, стала основой драматургии. Прибавьте к этой попытке драматизировать поэзию – то есть играть трагически, артикулируя каждое слово, вырывая его из строки – попытку «говорить новыми языками», смешивая на сцене русскую, литовскую, французскую речь, приправленную тонкой аллюзией на сегодняшний день и «чумовую» ситуацию в стране… Представили? Ну вот… Уверяю вас, зритель, выходя из зала в вечерний город, еще светлый и согретый теплыми лучами заходящего солнца, чувствовал себя спасенным и вырвавшимся с корабля, идущего ко дну.

«Деликатесы и полуфабрикаты» – пластичный спектакль режиссера-кукольника Евгения Ибрагимова, в который вошел 21 этюд из более чем ста, бывших в работе на школьных занятиях. На вопрос о соотношении обоих ингредиентов в постановке мастер ответил так: «Полуфабрикаты найдет дилетант, который придет смотреть спектакль, и какой- то этюд он заподозрит в недоделанности. А продвинутый зритель поймет, что действо – сплошной деликатес и гастрономическое удовольствие. Уйдет сытым». И думаю, посмотревшие спектакль зрители с автором полностью согласны. Постановка получилась позитивная, разная, многоцветная, многоголосая, пробующая «на зубок» все доступные средства выражения. Класс Ибрагимова все делал своими руками, включая маски – по три на человека, потому что играть можно лицом и руками, а можно еще ногами, коленями и другими частями тела, в чем зрители имели возможность убедиться. О творческой самоотдаче актеров режиссер отзывался с восторгом: «Я бы сделал из класса театр, если бы географически ребята не были так разбросаны. В репертуарных театрах они уже инфицировались ленью. Виноваты не они – атмосфера. Огурец бросят в рассол – через некоторое время он соленый. А здесь их бросили в питательную среду – и раскрылась фантазия, заработали все органы чувств и таланты».

Получается, школа – замечательная стартовая площадка для молодых актеров, которые смогут не только в разы повысить свое мастерство, но и встретить своего Мастера и всего за месяц значительно повысить иммунитет к «рассолу». Прецеденты уже были, когда новоиспеченные выпускники школы СТД становились катализатором и порохом нового театрального процесса. Мы, зрители, ждем…

Алина Хвитка
Фото Владимира Мухаметчина
«Мытищинский Городовй»
№7 (24) от 25 июля 2012 года

Комментарии закрыты