Авантюрная комедия «Прохиндеи» в театре «ФЭСТ». Яркая музыкальная премьера на Сцене под крышей!

«Театр начинается с вешалки», — именно эта фраза патриарха отечественного театра К. С. Станиславского как нельзя точно характеризует премьерную постановку «Прохиндеи» в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ». В этой постановке продумано все до мелочей! Это делает честь создателям спектакля и всему творческому коллективу театра. Все действительно начинается с гардероба, с порога, переступая через который, сразу же чувствуется атмосфера спектакля – эпоха молодежной субкультуры хиппи захватывает внимание зрителя с первых минут нахождения в театре. Гостей встречают администраторы театра с элементами декора времен хиппи, на стенах висят фотопортреты «детей цветов» (при первом приближении легко узнать сотрудников театра). Проведена большая подготовительная работа. Афиша спектакля решена в оригинальном авторском стиле с ярким названием «The fest time» с четкой отсылкой к церемонии вручения Оскара и с характерными сообщениями-молниями в духе бульварной прессы с кричащими названиями, с оригинальным «фирменным» логотипом спектакля – хипстерским рыжим котом в очках с зелеными линзами и гитарой. Логотип призван объединить воедино содержание и форму постановки – символически изобразить авантюризм происходящего в зале эпохи хиппи и живое перманентное музыкальное сопровождение легендарной группы «Прохиндеи» — эдакий симбиоз комедийного жанра и живой музыки. Кот незримо присутствует на протяжении всего спектакля, придавая постановке элементы мистики и эфемерности. Мистер Питнер – так кличет кота хозяйка, главная героиня Палома Хронки.

«Прохиндеи» — очень атмосферный спектакль! На его атмосферу работает абсолютно все – каждый компонент спектакля, каждая вещь в зале и на импровизированной сцене. К слову сказать, зеркала сцены с порталом, авансценой и прочими премудростями (в привычном понимании классического театра) в этой постановке нет. Актеры используют все свободное пространство зрительного зала. Режиссер спектакля Александр Смирнов абсолютно сознательно создает выразительный портал-сцену для квартета музыкантов, которые внешне и по инструментальному составу ассоциируются с легендарными «The Beatles». Основным, если не сказать главным компонентом спектакля, является именно музыка в исполнении музыкантов театра, именующих себя не иначе как легендарная группа «Прохиндеи». Эта живая музыка в исполнении сотрудников театра — абсолютно авторская, уникальная и наряду с ней известные хиты — являет собой цельное полотно спектакля. Именно музыка связывает и цементирует весь спектакль. Не случайно спектакль начинается с музыкантов (с портала) и ими же заканчивается! Режиссер как бы закольцовывает все сценическое действо, отдавая дань ее величеству Музыке. Вся партитура спектакля – живая музыкальная ткань, очень выигрышно оттеняющая и подчеркивающая все перипетии сценического действа. Искусно созданная паутина из шумов, звуки перкуссии и ударной установки сопровождают действие от начала до конца и держат в постоянном напряжении зрительный зал. Вся постановка – единый живой организм, подчиненный воле режиссера и заключенный музыкальной партитурой в единое целое. Хочется особым образом упомянуть талантливых музыкантов квартета «Прохиндеи», они заслуживают отдельного упоминания и длительных аплодисментов: Александр Гомзяков – гитара, Святослав Лысов – бас-гитара, Сергей Снарский и Виктор Самойлов – барабаны, шумы и перкуссия.

Атмосферу спектакля — завораживающую, тонкую – с первых минут и аккордов мастерски создает великолепный актерский ансамбль! Блестящая, фееричная актерская игра в данной постановке — безусловная победа театра. Безусловная и безоговорочная! «Прохиндеи» — авантюрная комедия А. Биневского — яркая находка для репертуара театра. Тут и талантливое, проникновенное режиссерское прочтение драматургического материала, яркие актерские находки и пластические решения, и хореографические номера в постановке балетмейстера Ольги Насыровой, органично вплетенные в сценическое действо. Очень сложно выделить кого-то одного из актерского ансамбля спектакля, именно в силу его слаженности и сыгранности. Все актеры, как на подбор, — каждый на своем месте. Образ каждого персонажа очень выпуклый, объемный, со своей предысторией, характером, внутренним миром: яркие и характерные образы мошенников в исполнении Игоря Калагина, Павла Конивца и Алины Тетиевской; запоминающийся центральный образ мягкой, душевной альтруистки Паломы Хронки, воплощенный на сцене О. Алисовой. Этот квартет искрит на сцене невероятной по накалу страстей игрой, фонтанирует эмоциями, радует слогом, музыкальным слухом, пластикой, органикой. Артистка Ольга Алисова как бы обволакивает своей мягкой женской энергией все театральное пространство, настраивает на добрый лад, располагает к своей героине и на протяжении всего спектакля вселяет веру в людей. Пожалуй, именно героиня Алисовой Палома Хронки является единственным полностью положительным персонажем этой комедии, хоть и со странностями. Ее Палома вызывает единодушные симпатии своей наивностью, чистотой помыслов, простотой и великодушием, при этом она вдумчивая, глубокая и рассудительная, порой меланхоличная. Она противостоит шайке прохиндеев, лукавого мздоимца лейтенанта полиции Янсона — Шаповалова и инфантильно-неврастеничного доктора — Скотникова. И именно Ольга Алисова выводит весь сюжет к финальной развязке в духе счастливого конца, где все герои счастливы и благодарны именно Паломе за торжество добра и свободы. Свобода – основной постулат субкультуры хиппи по всему миру – проходит лейтмотивом через весь спектакль. Невозможно в двух абзацах уместить весь сюжет пьесы. Скажу лишь, что к финалу спектакля происходит разительная трансформация – жулики и шарлатаны меняют свои взгляды на жизнь, образ мыслей, проходят сквозь жернова совести и переоценки ценностей, и к финалу подходят уже совершенно обновленными, изменившимися людьми. И наблюдать за этой трансформацией весьма и весьма интересно! Эти метаморфозы дОлжно и нужно смотреть! Радуют своей игрой и актеры второго плана – колоритный Игорь Шаповалов, играющий лейтенанта полиции Джозефа Янсона, харАктерный и комичный Дмитрий Скотников, воплотивший на сцене доктора Тернера. Актеры очень органичны в предлагаемых обстоятельствах. Они настолько убедительно играют, так убедительно-органично обыгрывают детали интерьера (в этом, безусловно, помогает блестящая работа художника-постановщика Павла Ухлина, раритеты 70-х от реквизиторов театра), что весь зрительный зал внимает каждому слову и жесту в полной тишине, боясь упустить любую деталь, скрип, шорох, шепот… И хоть действие пьесы все 3 часа происходит в подвале дома рода Хронки, спектакль получился очень легким, полным воздуха и порой даже солнца! Камерность нового сценического пространства – Сцены под крышей — автоматически делает каждого гостя соучастником действа, ответственным за происходящее в зале и успех постановки в целом. Эти форма и опыт театра очень интересны и ценны для зрителя, т.к. создают некий эффект интерактива, известный своим взаимодействием и взаимопроникновением.

Отдельного упоминания заслуживают костюмы спектакля, автор которых – Валерия Возная – создала прекрасные сценические образы для всех актеров и музыкантов. Все костюмы и элементы сценографии решены в едином стилистическом ключе – в стиле бохо, так модном сейчас. Стиль хиппи яркий и свободный, с этническими элементами в одежде. Восточные мотивы, длинные волосы, отсутствие макияжа у Паломы-Алисовой, очки со специфическими линзами (как у Джона Леннона), вещи из натуральных тканей, фенечки, бусы, колье, головные уборы, вязаные шапки, палантины и накидки, рваные джинсы клёш, ленточки и повязки в волосах, удобная одежда и обувь, сумки из стекляруса, яркие цвета в одежде, в особенности цветочки и, конечно же, hand made – все это ярко представлено и в сценографии, и в костюмах. Оригинальное вязаное пальто, в которое облачена актриса Алисова, связано вручную с явным творческим азартом. Вообще, сразу виден авторский подход художника по костюмам, комплексные знания основных стилистических, модных тенденций и течений 20 века.

Спектакль «Прохиндеи» являет собой искусство большого творческого коллектива, торжество ансамбля – единой команды создателей. В этой постановке А. Смирнова каждый герой интересен, каждый творец (включая музыкантов) ярко высвечен! Музыканты из ансамбля не являются второстепенными. Каждый их них – полноценный самодостаточный персонаж сценического действа. И каждый музыкант высвечен и в прямом, и в переносном смысле. В моменты театральных пауз именно ансамбль играет первую скрипку и забирает на себя все внимание зрителя. В нужные моменты именно музыканты грамотно и точно привлекают внимание, распределяют акценты и подчеркивают конфузы. Спасибо театру за отлично проведенный вечер, за реминисценции, ассоциации и парафраз из прошлого, за позитивный жизнеутверждающий спектакль, который с полным основание можно причислить к жанру музыкальной комедии.

Майра Перова, театральный критик

Комментарии запрещены.