Театральная весна — 2016: сезон предвкушений и прощаний

Заканчивается театральный сезон, который ознаменовался не только яркими премьерами в «ФЭСТе», но и предвкушением главного театрального события года — международного фестиваля «Подмосковные вечера». Долгожданный фестиваль, имеющий все шансы повторить успех прошлого мытищинского театрального форума, пройдёт с 6 по 14 октября 2016 года. Но это для нас — счастливое ожидание и предвкушение, для фэстовцев подготовка к «Подмосковным вечерам» означает ночные бдения у мониторов, чтобы успеть отсмотреть все заявленные спектакли, творческие дискуссии и бесконечные организационные хлопоты. О том, что нас ждёт в октябре, о премьерах следующего сезона, о прощальных и юбилейных показах полюбившихся зрителю спектаклей шла речь на пресс-конференции, в которой приняли участие:

  • Игорь ШАПОВАЛОВ, художественный руководитель театра «ФЭСТ», заслуженный артист России;
  • Игорь СОКОЛОВ, директор театра;
  • Наталия ЛАРЮНИНА, заслуженная артистка Московской области.

Театральная весна   2016: сезон предвкушений и прощанийНа хрупкие плечи миниатюрной Наталии Ларюнинойлегла основная ноша ответственности за просмотр и отбор спектаклей для «Подмосковных вечеров -2016». Она возглавила экспертный совет по рассмотрению заявок. Фестивальный марафон начался практически сразу после Нового года. Мытищинским фестивалем интересуются очень многие театры России и зарубежья, и они ждали его возвращения — несколько сезонов из-за сложной экономической ситуации не удавалось вернуть заявленную периодичность театрального биеннале.

— У нас было без малого 70 заявок — из США, Индии, Израиля, Испании,- рассказала Наталия Ларюнина. — А за ночь успеваешь просмотреть в лучшем случае два спектакля. За ночь — потому что смотреть надо в свободное от основной работы время и очень внимательно, не упуская деталей. Днём такой возможности, как правило, нет.

«Подмосковные вечера» — это фестиваль зрительских симпатий,- поддержал её Игорь Шаповалов. — Мы не имеем права обмануть своего зрителя, поэтому халтурить и смотреть вполглаза никому даже в голову не приходит. И это, кстати, непростая задача: во-первых, понять и почувствовать вектор зрительских симпатий, а во-вторых, совместить его с мнением экспертов. Зачастую оценки зрителей и театральных критиков не совпадают.

Надо ещё учитывать фактор экзотики, который присутствует в театральных традициях многих стран. С одной стороны, это привлекает внимание и придаёт разнообразие, как диковинная пряность в меню, с другой… не всякий европеец может переварить перенасыщенные непривычными острыми приправами блюда индийской, китайской или мексиканской кухни. Нужен баланс, найти который можно только опираясь на профессиональный опыт и вкус.

Театральная весна   2016: сезон предвкушений и прощанийЛьвиная доля заявленных спектаклей — это малая форма, конкуренция для показа на камерной сцене «ФЭСТа» была значительно выше, чем на основной. Связано это с уже упомянутым выше финансовым кризисом, когда театры стараются минимизировать расходы на постановку и сделать спектакль, который можно легко приспособить к показу на выезде. Интересно, что отбор делался демократическим путём, на основе результатов прямого и открытого голосования всех экспертов. Всё по-честному — практически в студийных традициях, которые в «ФЭСТе» каким-то чудом сохранились через четверть века профессиональной работы.

В итоге сформирована фестивальная афиша, куда вошли 16 спектаклей и гала-концерт театральных капустников. Мы увидим израильского «Короля Лира» и мытищинских «Ромео и Джульетту«, московский театр Александра Калягина, республиканский театр Калмыкии. Обозревать и оценивать всё это географическое и жанровое разнообразие будет жюри, сформированное из маститых театральных критиков. Павел Руднев, Татьяна Тихоновец, Александр Вислов — всё это очень известные в театральном мире имена. И всё же главным призом «Подмосковных вечеров» был и остаётся приз зрительских симпатий, так что предвкушаем, смотрим и голосуем!

С предвкушениями понятно, теперь о прощаниях. Завершает свою творческую жизнь популярный и любимый зрителем спектакль «Человек и джентльмен«. 16 лет в репертуаре — это пример завидного долголетия. Комедия по пьесе Эдуардо де Филиппо была поставлена как дипломный спектакль второго фэстовского курса в Щепкинском училище. Выпускники 2000 года стали… первыми русскими актёрами тысячелетия! Дело в том, что в отличие от большинства выпускников театральных вузов того года фэстовский курс закончил обучение не весной, а зимой. Так и получилось, что они первыми в тысячелетии получили дипломы.

А вторым дипломным спектаклем этого курса была постановка, ставшая символом «ФЭСТа» и его талисманом. Спектакль «Под небом Парижа» по оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра» является абсолютным рекордсменом зрительских симпатий. Чтобы его посмотреть, надо было записываться в очередь на годы вперёд. Впрочем, почему — надо БЫЛО? Он и сейчас, в обновлённом составе, ничуть не утратил своей популярности. 8 июня 2016 года состоится юбилейный, ПЯТИСОТЫЙ показ этого спектакля!

Постановку показывали практически еженедельно на протяжении пятнадцати лет. Как пошутил Игорь Соколов, «наш путь был выстлан пирожными и полит шампанским» — действие происходит в парижском кафе, и зрителям подают вполне реальные, осязаемые бокалы и сладости. Очередь из желающих приобрести билет на спектакль-рекордсмен продолжает расти, на сегодняшний день в ней более трех тысяч человек.

Практически все актеры нашего театра в разное время выходили на сцену в этом спектакле. Периодически состав исполнителей менялся, и только для троих грядущий показ будет действительно пятисотым. Это заслуженный артист России Игорь Бондаренко, а также артисты Павел Конивец и Сергей Хапров. В театре подсчитали, что пятьсот показов — это 2 тысячи часов, или 83 дня, проведенных на сцене в определенном образе!

И на сладкое — о премьерах следующего сезона. Их будет как минимум две. Прощаясь с «Человеком и джентльменом«, мы готовимся бурными аплодисментами встретить «Сирано де Бержерака» и «Льва зимой». Премьера острополитического спектакля «Лев зимой» по пьесе Джеймса Голдмена намечена на начало сезона, зрители увидят его уже в сентябре. Полным ходом идёт работа над Ростаном, ориентировочно премьеру мы увидим в ноябре, когда отшумит международный фестиваль. В роли Сирано мы увидим заслуженного артиста России Дмитрия Полянского. Всех секретов худрук театра нам раскрывать не стал, сказал только, что идёт подготовительная работа ещё по двум постановкам. И по жанру одна из них будет интеллектуальной комедией. Мытищинский зритель такое любит!

Анна ГОРБАЧЁВА
«Родники», 28 мая 2016 г.

Материал с сайта http://yiv1999.narod.ru/Fest/

Комментарии закрыты