В Мытищах пройдет театральный фестиваль «Подмосковные вечера»

Статья в газете «Московский комсомолец» №27149 от 13 июля 2016.

Главный театр города Мытищи — так называют зрители театр комедии и драмы «ФЭСТ» под руководством Игоря Шаповалова. Как и в любом коллективе, у фэстовцев есть свои достижения, трудности и радости. О том, что представляет собой театр с диковинным названием «ФЭСТ», как формируется его репертуар, рассказал художественный руководитель этого коллектива Игорь Шаповалов.

— Как появился в Мытищах театр с необычным названием «ФЭСТ»? Что оно обозначает?

— Театр драмы и комедии «ФЭСТ» зародился как студенческий театр на факультете электроники и системотехники лесотехнического вуза. В 1988 году студенты рискнули зарегистрировать его как хозрасчетный театр-студию. А уже через два года всем составом, впервые в истории театрального образования в России, поступили на курс к профессору Щепкинского училища Семену Баркану. Этот учебный курс стал фундаментом нашего театра. Курс был признан лучшим за десятилетие, и художественный совет училища принял решение набрать еще один. Из двух курсов и сформировался коллектив театра «ФЭСТ». Затем администрация Мытищинского образовательного района отдала в распоряжение коллектива здание бывшего кинотеатра «Родина» в центре города. Провели реконструкцию, и получился уже не кинотеатр, а театр. Но название сохранил свое, первоначальное. Но теперь «ФЭСТ» используется как имя собственное и пишется в кавычках.

— А как появилось второе здание?

— В свое время на один из спектаклей приехала почти вся Госдума, ее принимал губернатор Московской области Борис Громов. На этом спектакле было принято решение построить второе здание театра. И к существующему зданию было пристроено еще одно здание, в котором расположились хранилища, административный этаж, литературно-музыкальный салон, камерная сцена. Фактически театр увеличился в два раза. В этом виде он и существует.

— Как формируется репертуар?

— В театре 28 спектаклей для взрослого зрителя, 18 — для детей. 28 актеров в труппе, из них шесть — заслуженные артисты России. Мы играем порядка трехсот спектаклей в год, почти каждый день. Позиционируем себя как семейный театр. Пытаемся брать в репертуар спектакли разных авторов, с тем условием, чтобы спектакль интересен был всем поколениям.

— Есть ли у театра спектакль — визитная карточка?

— Спектакль — визитная карточка — «Под небом Парижа» по оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», на который телефонная очередь стоит на два года вперед. 8 июня мы сыграли пятисотый спектакль.

— Какие планы на следующий театральный сезон?

— 22 сентября состоится премьера спектакля «Поцелуй власти» в постановке Дмитрия Скотникова по пьесе «Лев зимой», а в ноябре — «Сирано де Бержерак» по Ростану в постановке Ренаты Сотириади. С 7 по 14 октября собираемся в пятый раз проводить свой театральный фестиваль «Подмосковные вечера». Мы дерзко называем его Неделей мирового театра в Мытищах, потому что к нам приезжают театры со всей России и из-за рубежа. В этом году ждем коллективы из Израиля, Испании, Франции. Всего в нем примут участие 17 театров. Наверное, наш фестиваль отличается от традиционных фестивалей тем, что мы пытаемся отбирать на него «спектакли зрительских симпатий» — те, которые являются наиболее кассовыми и интересными одновременно.

— Что «ФЭСТ» покажет в рамках фестиваля?

— На правах хозяев покажем премьеру прошлого года «Ромео и Джульетта» и премьеру этого года «Среди гостей в одной рубашке» по Хармсу.

— Вы работаете с приглашенными режиссерами?

— Конечно. Я считаю, что надо давать возможность и молодым талантливым режиссерам. Еще, кстати, мы увлекаемся театральными капустниками, постоянно участвуем во Всероссийском фестивале «Веселая коза», несколько раз становились его лауреатами, а один раз заняли первое место. А на наших «Подмосковных вечерах» помимо основной программы есть и ночная «капустная» — «Актерские клубы», где показывают хулиганские номера.

— С какими проблемами вам как художественному руководителю приходится сталкиваться?

— Проблем много, начиная с законодательства о проведении торгов при выборе постановки в театре. Мы не можем те средства, что нам выделяют на постановку, использовать напрямую — мы обязаны провести тендер. А тендер на постановку выигрывает тот, кто предлагает меньшую цену. Не тот режиссер или художник, которого мы бы хотели, а тот, кто по деньгам выгоднее. Учитывая то, что это область нелицензируемая, то абсолютно любой может принять участие в этом тендере, вне зависимости от профессионализма. Вторая проблема — мы должны обосновывать необходимость практически каждого предмета из реквизита. Нужно подавать документы-обоснования в Комитет по конкурентной политике, и он уже принимает решения, можно ли нам приобрести или изготовить то, что необходимо для спектакля. Третья проблема — в области кадрового состава. Каждый год мы смотрим молодых актеров, заканчивающих театральные вузы, кого-то хотим взять в труппу, но получить новые ставки практически нет возможности.

— Нет финансирования?

— Муниципальные театры существуют исключительно на средства, выделяемые муниципалитетом. Конечно, они ограниченные, особенно учитывая то, что деятельность театра в сферу деятельности муниципалитетов не очень вписывается. Деятельность дорожного фонда, например, входит в их обязанность, а содержание театральных трупп — не совсем. Возникают все время какие-то трудности, например, с выделением дополнительных средств на постановочные расходы, новые штатные единицы. Конечно, должна быть какая-то возможность, чтобы область выделяла такие средства. Может быть, гранты за какие-то выдающиеся заслуги. Неплохо было бы, чтобы у области была возможность поддержки. Наш театр признается уже третий год подряд наиболее эффективным учреждением культуры в Московской области.

— То есть окупаемость почти полная?

— Театральная самоокупаемость — вещь почти нереальная. Но на каждый вложенный бюджетный рубль театр «ФЭСТ» зарабатывает наибольшее количество денег от предпринимательской деятельности. Рассчитывать на то, что театр может существовать на самоокупаемости, мне кажется, почти невозможно. В тех странах, где театры не поддерживаются бюджетами, существует гибкое налоговое законодательство, позволяющее привлекать спонсорскую поддержку.

— А гастрольная деятельность ведется?

— Существует большое количество театральных трупп на территории России, особенно на периферии. Интересно было бы дать возможность московским коллективам показывать спектакли, например, на Урале, а уральские — у нас. В советские времена существовала программа гастрольного обмена между театрами. Сейчас Министерство культуры выделяет такие средства, но они обычно предназначаются для элитарных театров. А театрам, существующим на периферии, подобно нашему, ничего, конечно, не попадает. Муниципалитет выделить нам средства для поездки, скажем, в Свердловск не может — это будет нецелевое использование. А своих средств, заработанных от продажи билетов, нам едва хватает на внутренние театральные проблемы.

Екатерина Писарева
Опубликовано в газете «Московский комсомолец»
№27149 от 13 июля 2016

Комментарии закрыты