Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Версия для слабовидящих

Чехов: искромётный и печальный - статья в газете "Спутник"

Какую же радость испытываешь, когда в спектакле нравится всё до малейшего штриха! Но если ещё и школьники вокруг тебя кричат друг другу, что это было «супер», тогда восторг становится запредельным. А ведь речь идёт о постановке классики…

В день 160-летия нежно любимого мной Антона Павловича Чехова в мытищинском театре «ФЭСТ» отметили ещё один юбилей - десятилетие спектакля «А. Чехов. Рассказики». Он был поставлен к предыдущей большой дате двумя актёрами театра. Да-да, я не ошиблась: это не режиссёрская, а полностью актёрская работа, но как же она удалась!

«Чайка» взлетела не сразу

Идея сделать постановку по рассказам Чехова пришла заслуженному артисту России Антону Кузьменко, кстати, живущему в Королёве, и он поделился замыслом с коллегой по сцене – заслуженным артистом Московской области Сергеем Гришаковым.

- У нас практикуются просмотры заявок на спектакли, когда актёры самостоятельно готовят небольшой отрывок, а мы решаем, насколько интересно это может быть нашему зрителю. Заявку на «Рассказики» мы одобрили сразу и не ошиблись – десять лет этот спектакль не сходит со сцены и получает очень живой отклик зрителей, – поделился художественный руководитель театра «ФЭСТ» Игорь Шаповалов.

Секрет, конечно, и в самом материале – Чехов, всё-таки! Но, как мы помним, и ему знакомы были провалы, о которых узнали зрители юбилейного спектакля. Актёры очень умело работали с залом, объясняя на понятном подросткам языке, что такое «новая драма», одним из создателей которой стал Чехов, и какое впечатление производила она на его современников, привыкших видеть на сцене трагедии или водевили. А в «Чайке» никто не пел, не танцевал и кровь рекой не текла…

Вставки о судьбе знаменитой пьесы органично вплетены в общую канву действа. Хотя некоторые дети наверняка впервые услышали имена Немировича-Данченко и Станиславского, письма которых цитировали актёры. Но всё было настолько уместно, что ни один ребёнок не заскучал.

Удивительный тандем

Пути Господни неисповедимы: если Антон служит в театре с первых дней его создания, то Сергей появился не так давно, причём сначала в качестве монтировщика сцены. Однажды решился выйти в «капустнике», и его увидел Олег Табаков, который развёл руками:

- Ну, если в «ФЭСТе» монтировщики такие…

Оценка мэтра придала Сергею уверенности, и его дар расцвёл на глазах. Кузьменко и Гришаков – абсолютно разные актёры, и тем прекраснее и комичнее получился их тандем. Зрители всех возрастов просто захлёбывались смехом, слушая «Страшную ночь» или «Дочь Альбиона».

Но Чехов не всегда веселил читателя. Как много написано им вещей, строки которых расплываются от слёз, когда читаешь… Признаюсь, и на спектакле мне тоже взгрустнулось вместе с Наденькой – героиней рассказа «Шуточка», просто феерически прочитанным Антоном Кузьменко. Вот актёр, способный вызвать взрыв хохота одним взглядом! Да, и грустно было, и смешно.

Хотя я в своё время прочла всё собрание сочинений Чехова, этот спектакль подарил новое восприятие давно знакомых вещей. Сатирический «Злоумышленник», блестяще разыгранный актёрским дуэтом, невольно вызвал размышления о загадочной русской душе… А к Ваньке Жукову школьники прониклись таким сочувствием, что захотели ещё раз прочесть рассказ уже в книге.

Уверена, обращение зрителя к прозе Чехова и было главной задачей, которую ставили перед собой создатели этого маленького шедевра, насыщенного мыслями и эмоциями.

Юлия Лавряшина, писатель
фото Артур Лавряшин

Спутник, 20 февр. 2020 г

© 2024 Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ», 141008, Россия, Московская область, г.Мытищи, ул.Щербакова, д.6А, телефон: +7(495)586-07-77, касса: +7(495)582-81-81
magnifierchevron-down