ЧЕЛОВЕК в халате и полумаске застыл на пьедестале. У подножия бродячие музыканты наигрывают старый вальсок. Певица тоненько выводит рулады. Театр «ФЭСТ» репетирует пьесу Михаила Булгакова «Кабала святош». Ставит ее наш земляк Владимир АГЕЕВ, который на сегодняшний день входит в пятерку лучших режиссеров столицы. Он является обладателем престижных театральных премий «Чайка» и «Золотая маска».
- Владимир, вы работаете с «ФЭСТом» впервые. Ваши впечатления?
- Считаю, это хороший театр, молодежный, активный, еще заевшийся. Актеры хотят работать, бывает редко. По сравнению с академическими театрами в «ФЭСТе» более здоровая атмосфера. Театр внутренне еще не покрылся трухой, и поэтому я позитивно оцениваю труппу и ее рабочее состояние.
- А как с профессиональной точки зрения?
- В «ФЭСТе» сложился достаточно зрелый актерский костяк. Молодежи, которой надо еще многое пройти, есть у кого поучиться. Молодое поколение театра смотрит на своих старших товарищей и старается овладеть всеми секретами мастерства. Хотя, честно говоря, этим никто не может владеть в совершенстве. Во всяком случае в «ФЭСТе» преемственность ощущается, и это свидетельствует о том, что театр развивается.
- Кто из актеров занят в спектакле?
- Практически вся труппа. Роль Мольера играет Игорь Бондаренко, Людовика XIV - Антон Кузьменко.
- Пьесу для постановки вы выбирали сами?
- Нет, мне ее предложили, но, как ни странно, она совпала с моими эстетическими взглядами. По идее пьеса очень хорошая: она о мире искусства. Я люблю тему конфликта искусства и жизни как таковой, да и вообще Булгаков - замечательный автор.
- «Кабалу святош» ставят довольно часто и обычно акцент дел ают на противостоянии художника и власти.
- Это основной конфликт пьесы, его никуда не денешь. Мы пытаемся внутри действия расставить какие-то акценты, какие-то нюансы. Ведь основная идея пьесы, прошу прощения за тавтологию, - чья идея должна господствовать в мире. По мнению Булгакова, властвовать должен художник. Идея утопическая. Те, кто служат прекрасному, несут свет в мир, властвовать не могут. Они обладают неактивной властью. Это как солнце. Мы его не замечаем, но без него не было бы Земли и нас.
- Судя по финалу спектакля, который удалось увидеть, вы связали действие пьесы с современностью.
- Да. В моей постановке нет конкретного узнавания времени. Есть намек на тему Людовика и Франции, есть костюмы, приметы и песни советского периода, есть намек на Россию 30-х годов, того времени, которое описано в романе «Мастер и Маргарита».
- То есть вы рассматриваете конфликт художника и власти в философском аспекте?
- В общем, да. «Кабала святош» на самом деле автобиографична. Противостояние Булгакова и власти закамуфлировано под Мольера и Людовика. Этот архетип переходит из века в век.
- Насколько мне помнится, вы являетесь приверженцем театральной школы Васильева?
- Я и приверженец, и реальный ученик Васильева.
- Владимир, вы работали во многих театрах. Какой из них вам наиболее близок?
- Центр драматургии и режиссуры. Молодой московский театр сейчас является знаменем независимого театрального движения. Там идут одни из моих самых любимых спектаклей. Но главное не это - там можно делать то, что невозможно сделать в других театрах, можно экспериментировать. Поэтому для меня Центр - самый интересный театр.
- Традиционный вопрос: ваши ближайшие проекты?
- Здесь, в «ФЭСТе», и постановка в Центре драматургии и режиссуры очень острой пьесы молодого драматурга из Тольятти Юрия Клавдиева «Пойдем, нас ждет машина».
А.УРАЛОВА
"Мытищи", 12 ноября 2007г.