Цирк по системе Станиславского

[singlepic id=913 w=320 h=240 float=right]В Ермоловском зале Щепки этой весной играют прозу Кобо Абе. Сценическую версию повести "Вторгшиеся" под названием "Друзья" представляет театр "ФЭСТ".

История о том, как к тихому, скромному молодому человеку настырно вторглась незнакомая развеселая семейка и в результате отняли у него дом, любимую и даже жизнь, - голая метафора, трактовать которую каждый может как вздумается. Хотите - политически. Мол, железной рукой загоним человека в счастье. Хотите - человечески. Что-то вроде "и ходят в праздничной суете разнообразные не те". Хотите - философски. О праве человека на самого себя и на других. Все годится, ибо конструкция сюжета - абсурдна, а герои - условны.

"ФЭСТ" разыгрывает эту кошмарную сказку на грани театра и эстрады, реальности и мистики, звука и жеста. С пантомимой и акробатикой. С танцем и пением. Парадоксальная проза знаменитого японца - странный гость на подмостках самого традиционного театрального вуза. Так же, как сам театр "ФЭСТ" - в альма-матер русского реализма. Клоуны, ставшие драматическими актерами. Драматические актеры, оставшиеся клоунами.

Случай "ФЭСТа" - случай особый. Взять хотя бы название, в которое на первый непосвященный взгляд явно вторглась ошибка в виде торчащей ни к селу ни к городу буквы "Э". "ФЭСТ" - это другое дело. Праздник, фестиваль, дурако валяние. Так и есть. Фактически. А формально... Формально название театру дал факультет электроники и систем техники Московского Лесотехнического института, на котором лет 10 назад возникло молодежное театральное объединение, а в 1987 году - театр. Занимался театр в основном цирком, буффонадой и экспериментальными постановками. Делал постановки по Экзюпери, Вознесенскому, братьям Стругацким. Попробовал ставить классику. Этот момент и стал для "ФЭСТа" переломным: 14 лицедеев поняли, что профессиональный театр и то, что называют школой переживания, им пока не под силу. И пошли учиться. В Щуке их не взяли. В ГИТИСе не взяли. В Школе - студии МХАТ - тоже не взяли. А в Щепке задумались. Подобных прецедентов, когда на курс поступал целый уже сформировавшийся театр, в истории не было. В течение четырех часов щепкинские педагоги осматривали спектакли "ФЭСТа", а потом решили: надо брать.

Теперь за плечами "ФЭСТа" - гастроли в Польше, Болгарии, Германии (в Мюнхене пять классических постановок играли при аншлагах без перевода), участие в двух фестивалях памяти Высоцкого (Дмитрий и Татьяна Полянские в этом году были признаны лучшими актерами фестиваля) и несколько спектаклей, которые со студенческой школы перешли прямо в репертуар. "Счастливый день" Островского здесь играют, как водевиль, "Глоток шампанского" Милна - в стиле английского камерного театра, Кобо Абе - эксцентрично. На очереди - "Ричард III" Шекспира с его условностью больших страстей. "Город ночной - ожерелье с разорванной нитью". Две ниточки театрального ожерелья в "ФЭСТе" уже связаны. Искусство представления, прошедшее школу переживания. И школа переживания, разукрашенная искусством представления.

"Московский комсомолец" № 90 17 мая 1995 года
Ольга ШУМЯЦКАЯ

КАССА: +7 (495) 582-81-81
ПОДДЕРЖАТЬ ТЕАТР
© 2022 Мытищинский театр драмы и комедии "ФЭСТ", 141008, Россия, Московская область, г.Мытищи, ул.Щербакова, д.6А, телефон: +7(495)586-07-77, касса: +7(495)582-81-81
magnifiercrosschevron-down