Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» закрыл сезон блистательной премьерой «Варшавская мелодия», репетиции которой длились полгода. А началось всё с постановки литературно-драматического спектакля «Прикосновение», куда вошёл отрывок из пьесы Леонида Зорина.
Сыгравшие его молодые артисты попросили художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Игоря Шаповалова порепетировать с ними и другие сцены из «Варшавской мелодии». В итоге учебный процесс перерос в творческий, что подарило зрителям, среди которых не только мытищинцы, но и королёвцы, и жители других городов Подмосковья, возможность увидеть новый замечательный спектакль на камерной сцене «ФЭСТа».
Выпускник Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Никита Лужин и студентка Московского Государственного Института Культуры Анастасия Юдина влюбляют публику в своих героев с первых минут существования на сцене. Бывший участник войны, а ныне простой студент-винодел Виктор и польская красавица Гелена, обучающаяся в консерватории, очаровывают своей окрылённой юностью, смешливой беспечностью, несмотря на пережитые годы войны, и искренней радостью от ощущения мирной жизни. Кажется, для их чувств нет преград, но в 1947 году в Советском Союзе был издан приказ, запрещающий браки с иностранцами.
«Если говорить про саму пьесу, то это потрясающий гимн любви, не хуже, чем «Ромео и Джульетта», – отмечает режиссёр-постановщик «Варшавской мелодии» Игорь Шаповалов, – только эпохи холодной войны, которая, кстати, повторяется просто один в один. Ведь очень много сейчас происходит неприятностей между Россией и Польшей в политическом смысле. И нам захотелось говорить о том, как происходят интернациональные взаимоотношения между простыми людьми. Разделение на «наших» и «не наших» – вот, пожалуй, главная проблема, против которой мы направили свои творческие усилия».
Конечно, эта пьеса рассчитана в первую очередь на опытных артистов, ведь роли Виктора и Гели можно смело назвать бенефисными – два актёра в течение двух актов постоянно находятся на сцене и всё это время должны держать зрительское внимание. Однако, несмотря на то, что для Никиты Лужина и Анастасии Юдиной «Варшавская мелодия» – дебют, они прекрасно справились с поставленной задачей.
Анастасией Юдиной вдохновенно переданы не только очаровательный польский акцент Гелены, её игривое кокетство, артистизм будущей певицы и пылкость юного сердца, но и внутренние метаморфозы, происходящие с героиней под натиском жизненных обстоятельств. Казалось бы, меняются только наряд и причёска Гели – никакого особого грима у артистов нет, однако взгляд, жесты, манера говорить выдают в ней через двадцать лет уже совсем другую женщину – прославившуюся и уставшую, требовательную и раздражительную.
Не столь кардинально меняется герой Никиты Лужина. Как большинство мужчин, Виктор более постоянен и консервативен во взглядах, всю жизнь подтверждая, что «человек не волен в своих поступках». Когда-то проявляя смелость в бою, в мирное время он очень осторожен и нерешителен, предпочитая плыть по течению, нежели идти наперекор сначала правительству, затем – общественному мнению. Через двадцать лет зрители видят перед собой доктора наук, уважаемого, успешного, но несчастливого человека.
Лаконичная сценография спектакля несёт очень мощный и точный смысловой посыл. Чего стоит один только железный занавес, периодически со скрипом то разделяющий героев, то соединяющий их. Художнику-постановщику Марине Филатовой несколькими штрихами удаётся показать и простенький быт советского общежития, и красоту воскресающей после войны Варшавы, и роскошь гримёрки знаменитой певицы.
Ровно полвека прошло с тех пор, как Леонид Зорин написал «Варшавскую мелодию», но пьеса до сих пор волнует сердца людей. И столько ещё не прочитано между строк этого произведения, что каждое новое поколение может трактовать его по-своему. Хочется выразить благодарность Игорю Шаповалову за то, что он оставляет финал открытым. Вышедшая к Витеку из гостиничного номера прежняя Геля с косичками и в простеньком платьице словно даёт нам шанс что-то исправить в собственной жизни.
Лана Литус, фото автора
Королёвское информационное агентство
22 июня 2017 г.