В театре драмы и комедии «ФЭСТ» состоялась столь щедро анонсированная премьера. В качестве затравки для нового театрального сезона была выбрана нашумевшая и даже скандальная для своего времени (конец XIX в.) пьеса польской писательницы Габриэлы Запольской «Мораль пани Дульской». Проблема мещанской морали и двойных стандартов, поднятая в пьесе, оказалась удивительно злободневной. «Мораль пани Дульской» ставили часто и всегда с неизменным успехом. Сюжет пьесы драматургически крепко выстроен, характеры персонажей прописаны великолепно. Каждому актеру есть, что играть, и у каждого есть свои поистине бенефисные выходы, даже у исполнителей небольших по объему ролей М.Феляниной (Квартирантка) и Л.Лобановой (Тадрахова). Прибавьте к этому сочный и выразительный язык...
В «ФЭСТе» за постановку «Морали...» взялась мэтр Щепкинского училища Изольда Васильевна Хвацкая. Она уже ставила в мытищинском театре «Касатку» и консультировала постановку музыкального спектакля «Под небом Парижа». Опыты оказались удачными как для постановщика, так и для зрителей. Судя по вышеназванным спектаклям, Изольда Васильевна очень тонко чувствует ткань пьесы и откровенно театральную условность применяет лишь там, где это действительно необходимо и оправдано. «Мораль пани Дульской» потребовала реальных интерьеров, реквизита и костюмов, соответствующих описываемой эпохе. И все это на сцене присутствует. Пространство насыщено вещами и предметами быта. Свежий человек просто задохнется в густой «вещной» атмосфере дома Дульских. Под нежнейшим кружевным флером (художник-постановщик Т.Куликова), скрывающим сцену перед началом действия, кипят нешуточные страсти.
Хвацкая знает фэстовских актеров и их возможности еще со студенческой скамьи. Отсюда - точное попадание в цель каждого персонажа. Главная героиня пьесы пани Дульская (Т.Полянская) - столп семьи. Женщина с сильным характером, она твердо ведет свой дом в том русле, который ей кажется наиболее подходящим для ее положения в обществе. Если и жили в ее душе какие-то романтические чувства, то с годами все трансформировалось в две страсти - патологическую скаредность и страх «как бы чего не вышло». Пани выбьет деньги из кого угодно, сэкономит на чем только можно, и при этом сохранит реноме почтенной дамы из хорошего общества. Полянская крепко ухватила две эти основные линии и твердо ведет их до конца спектакля. Ничто в жизни не может выбить несокрушимую пани из седла. Она всегда найдет выход, сподличает, унизится, встанет на колени, заплатит, наконец, но настоит на своем. Главное, чтобы в семье все было чинно и благородно. «У меня - дом тихий», - любит повторять пани Дульская.
Властную руку «мамуси» ощущают на себе все домочадцы и каждый бунтует по-своему. Муж Фелициан (И.Бондаренко) ушел в молчание. За все время он произнесет только одну фразу, но какую! «Пошли вы все к черту»! Присутствие Фелициана на сцене - своеобразный камертон событий. Бондаренко на удивление органично проживает эту мимическую роль. Каждый его выход, каждое движение наполнены смыслом. Фелициан не статист, но полноценный живой персонаж. Не произнося ни слова, он жестами, мимикой выражает все, что думает (и думает нелестно) по поводу происходящего.
Сын Збышко (Д.Полянский), почти гоголевский «молодой человек без царя в голове». Он живет легко и ни о чем не задумывается. Странно, что именно он поднимает бурю в стакане воды. Увы, его желание жениться на соблазненной им горничной зиждется не на благородных чувствах, а на уязвленном самолюбии и желании досадить «мамусе». Полянский убедителен и в своем праведном гневе, и в попытке «убить в себе мещанина», и в полном крахе своего маленького мятежа. Весь его пыл выходит в громких словах, но когда кузина Юльясевич сталкивает его с грубым реализмом, он сдается без единого выстрела. Впрочем, выстрел в финале все же прозвучит, но и он знаменует скорее салют о полной капитуляции.
Еще один персонаж - пани Юльясевич (Н.Галютина). Богатейшая фактура: молода, хороша собой, умна, хитра. Мещанка до мозга костей, она понимает всю подоплеку уготованной ей жизни и приспосабливается к ней с наибольшими для себя удобствами. Бороться и бунтовать она не станет, она из всего постарается извлечь выгоду. У нее еще нет железной хватки тети Анели - молодость, знаете ли, но это со временем придет. И тогда очаровательная пани явится такой гарпией! Галютина бесспорно хороша, и во втором действии даже несколько отодвигает в тень главную героиню, что, впрочем, нисколько не умаляет заслуг Полянской - так развивается действие пьесы.
Два очаровательных подростка - Меля и Хеся - дочери пани Дульской. Какие разные характеры, и как умело воплотили их Н.Ларюнина и О.Алисова. Взрослому человеку сыграть подростка сложно, но у наших актрис это очень хорошо получилось. «Непорочная лилия» Меля с ее незнанием азбучных истин и маленькая кокетка Хеся, слишком много знающая, составляют гармоничную, взаимно дополняющую друг друга пару. Их диаметрально противоположные суждения дают оценку происходящему как бы с разных позиций.
А вот и виновница семейного переполоха - Ганка (Е.Графова). Она проста, как и положено дочери каменщика, работяща, как и положено служанке по найму, и непосредственна, как и положено провинциалке. И не то, чтобы она так уж задела сердце Збышко, но она явилась чем-то новым, неизведанным для него, завсегдатая шантанов и борделей. Он только не учел, что у девушки из народа есть и гордость, и чувство собственного достоинства. Оскорбленная, она требует (не просит) деньги с хозяйки, и несгибаемая пани сдается. Ганка оказалась духом сильнее «мамуси».
И, наконец, кухарка Марыська (Н.Лаврухина). Сквозной и, казалось бы, необязательный персонаж, но именно она символизирует двойную мораль дома Дульских. Скромная кухарка днем и разбитная девица ночью, она усиленно просвещает младших Дульских по части отношений между мужчиной и женщиной. И если Меля брезгливо отбрасывает от себя кухаркины премудрости, то Хеся с удовольствием усваивает их и примеряет на себя роль будущей кокетки, тем более что перед глазами имеется достойный пример - кузины Юльясевич.
В семье Дульских происходят драмы, конфликты, адюльтеры, но они не ломают основы мещанской семьи, этого оплота пошлости и показного благополучия. От семьи давно уже осталась одна форма, но зато она крепка и нерушима.
Премьерный спектакль был сыгран на одном дыхании. Обычные на премьере затяжки, путаницы и оговорки отсутствовали. Такое ощущение, что Изольда Васильевна Хвацкая незримой рукой направляла действие и вела его к финалу, который и завершился почти чеховским выстрелом впустую и католической молитвой в возблагодарение Господа. В доме Дульских воцарилась тишина. До нового бунта?..
А.УРАЛОВА
"Родники", 05 октября 2002 г.