Семь премьер Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» в прошедшем, 26-м сезоне получились интересными и абсолютно разными по жанру, тематике, атмосфере. Как отмечает художественный руководитель театра заслуженный артист России Игорь Шаповалов, такая результативность совпала с приходом в труппу новых актеров, только окончивших театральные вузы и сразу «вкрученных» в большую работу. Ярким примером служит спектакль для маленьких зрителей «Не совсем простая сказка» по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачева, в котором молодой режиссер Дмитрий Скотников занял артистов - своих ровесников. А сегодня мне бы хотелось подробнее остановиться на трех премьерах минувшей весны.
Посмотрев комедию «Оскар», невольно вспоминаешь афоризм французского писателя-моралиста XVIII века Антуана Ривароля: «Быть богатым отнюдь не означает быть счастливым...» На мыльного магната Бертрана Барнье с раннего утра сыплется такое количество «сюрпризов», начиная от всплывшей кверху брюхом любимой золотой рыбки до нависшей угрозы разорения, что кажется, если бы это произошло в реальной жизни - психиатрической лечебницы не миновать. Однако главный герой оказался не из робкого десятка и стоически перенес даже новость о беременности несовершеннолетней дочери, брошенной его же шофером. Режиссер Игорь Шаповалов обратился к одному из древнейших театральных жанров - комедии положений и выбрал для этого известную пьесу известного французского комедиографа XX века Клода Манье, по которой, в частности, сняты фильмы с Луи де Фюнесом и Сильвестром Сталлоне в главных ролях. Тем не менее, постановщику удалось избежать повторений этих кинолент. Он нашел своего «Оскара», представляющего собой каскад курьезов и вольностей, нескладности и элегантности, щедро приправленных любовью.
Актерский состав спектакля подобран весьма удачно. Заслуженные артисты России Игорь Бондаренко и Татьяна Полянская, заслуженная артистка Московской области Наринэ Осипова, актер Сергей Хапров составляют костяк постановки. Созданные ими образы узнаваемы, колоритны и притягательны, а их диалоги просто фонтанируют юмором. Крупный бизнесмен Барнье в исполнении Игоря Бондаренко не создает отталкивающего впечатления. С каждым ударом судьбы все больше проникаешься к нему симпатией, понимая: он, пожалуй, несмотря на проскакивающие нотки алчности, в итоге оказывается самым искренним и щедрым персонажем спектакля. По большому счету Бертран Барнье в своих желаниях близок каждому из нас, ведь он хочет счастья своим близким. Игорь Бондаренко на сцене не скупится на эмоции, проживая каждую минуту то отчаяние, то ликующую радость, то гневное недовольство, то неслыханную терпеливость, то жалость, то злость... Раз уж довелось персонажу «за один день» испытать столько плохих и хороших потрясений, стоит показать всю возможную палитру человеческих чувств.
У Татьяны Полянской, играющей супругу мыльного магната, задача иная. Ее мадам Барнье будто соткана из множества стереотипных представлений о женах миллионеров и очень напоминает куклу Барби (даже в походке!). Недалеко ушла от мамы в интеллектуальном развитии и малышка Колетт (Светлана Розова), мечтающая поскорее вылететь из родительского гнезда. Ее требования к будущему мужу необычайно просты - чтобы красивым был, а остальное папа обеспечит. А вот Кристиану Мартену (Сергей Хапров), с которого и началась вся эта катавасия, подобная беспечность не по карману. Именно точный расчет, хитрость, напористость помогли ему обрести-таки тестя в лице Бертрана Барнье.
Не последнюю роль в прямом и переносном смысле в «Оскаре» играет яркая, лукавая, привлекательная служанка Бернадетт (Наринэ Осипова), в одночасье превратившаяся в баронессу. Вероятно, удачное замужество и помогло ей справиться с соблазном оставить у себя ценный чемоданчик бывшего хозяина. Среди молодых актеров хочется отметить Антона Михайленко, которому досталась роль массажиста Филиппа Дюбуа, умеющего играть мышцами, но не напрягающего сильно голову, и Анастасию Москвину, чья Жаклин предстает милой, тактичной, неглупой девушкой. А вот Артему Барсукову раскрыть образ Оскара за короткий период времени пребывания на сцене не удалось. Смазанным получилось впечатление и от Шарлотты (Ольга Алисова), с которой у Бертрана в молодости был роман. Однако в целом «послевкусие» от просмотра комедии остается хорошее. Изящества и блеска придает спектаклю художественное решение Ирины Титоренко, поместившей героев в интерьер богатого французского дома 70-х годов прошлого века, романтическая музыка Филиппа Чернова и пластическая магия Ольги Насыровой.
Спектакль «Это, девушки, война», выпущенный накануне Дня Победы, предлагает зрителям досуг совсем иного рода. Не легкое развлечение, а размышление о любви - к жизни, к людям, к Богу и Отечеству. Действие происходит перед началом Курской битвы в 1943 году. Переломный момент в ходе Великой Отечественной войны становится таковым и в судьбах четырех юных связисток. Каждая из них - патриотка до глубины души, но долг перед Родиной понимает по-своему. Современный драматург Тарас Дрозд обошелся без описания батальных сцен, заострив внимание на психологической изнанке войны, которая страшна близостью не только смерти, но и предательства, деградации личности. Насколько может вымотать тягучее многодневное ожидание, куда подчас приводит слепое следование приказам и чем аукается излишняя откровенность среди подруг? Режиссер-постановщик военной драмы, заслуженный артист России Дмитрий Полянский показал не боевую, а человеческую ситуацию на камерной сцене «ФЭСТа».
Четыре актрисы - заслуженная артистка Московской области Наталия Ларюнина, Светлана Розова, Анастасия Москвина и Екатерина Коровкина - в течение полутора часов, казалось бы, не делают ничего особенного. Девчонки секретничают, смеются и радуются письмам от родных, грустят и мечтают о том, как сложится послевоенная жизнь, ссорятся и мирятся, делят хлеб и маленькую неуютную комнату на четверых. Но в этих простых бытовых вещах проступают разные характеры и судьбы. В их игре чувствуется дрожь души, которая доходит до каждого сидящего в зале. Такую войну нам редко показывают со сцены. Несмотря на то, что открытый конфликт происходит между яркой, импульсивной, болтливой Тосей (Екатерина Коровкина) и сдержанной, строгой, сухой в общении Валей (Анастасия Москвина), все же главное противостояние в маленьком женском коллективе - не из-за нарушения или выполнения приказов. Это пьеса о разности мировоззрения, которое называют стержнем духовного мира человека. И тут антиподом Вали выступает уравновешенная, основательная, вызывающая у подруг доверие, верующая в Бога Люда (Наталия Ларюнина).
«...Я по вере своей считаю себя человеком грешным. И берегусь от греха. А ты считаешь себя праведной. Поэтому мне за тебя и страшно», - говорит Валентине героиня Ларюниной, отстраненная особым отделом от службы. Судьба, будто почувствовав боль Валиных сослуживиц, бьет ее по самому уязвимому месту - ей приходит известие о героической гибели жениха Михаила. Опасность нависла и над наивной Наташей (Светлана Розова), заочно влюбившейся в «разведчика Ермолая». Казалось бы, колесо войны раздавило четырех отважных девчат, но весть о долгожданном контрнаступлении приободряет их. Они готовы на жертвы ради Великой Победы, ради мирного будущего своей страны. И современными кадрами военных парадов, празднеств, сменивших кинохронику 1941-1945 годов, Дмитрий Полянский еще раз подчеркнул, почему для всех россиян так памятно 9 мая и какой бесценный подарок сделали нам фронтовики.
К слову, поставить пронзительную военную драму «Это, девушки, война» предложила одна из актрис, задействованных в спектакле. Подобные инициативы в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» поддерживаются и одобряются. «Это очень полезно для артиста, - считает Игорь Шаповалов. - Вот, предположим, таких начинаний нет или они жестко подавляются руководством, как бывает в театрах, где худрук ревниво относится к чужим идеям. Тогда актер сидит и ждет, когда же, наконец, на него обратят внимание, займут в спектакле. Он начинает бездельничать, терять квалификацию или искать работу на стороне. И то, и другое очень плохо. Артист обязательно должен находиться в репетиционном процессе, чтобы не закиснуть. Поэтому я рад, что наши актеры помимо репертуарной работы могут найти себе применение в родных стенах. Прекрасно, когда они пребывают в творческом поиске».
Одна из таких инициатив - независимый творческий проект трех «фэстовцев», стоящих у истоков театра: заслуженного артиста России Антона Кузьменко, заслуженных артистов Московской области Игоря Калагина и Фарита Халяпова. Их выбор пал на интеллектуальную комедию «Арт» известной французской актрисы и драматурга Ясмины Реза. Это история о том, что даже крепкая мужская дружба может дать трещину, причем по такому невинному поводу как несовпадение взглядов на живопись. Недаром говорят, что о вкусах не спорят. Выяснение отношений, начавшееся с покупки картины современного художника, стало нарастать как снежный ком и превратилось в лавину взаимных обид и претензий.
Актеры очень ярко, интеллигентно и умно показали возможные причины конфликта, который может возникнуть не только между друзьями, но и в семье, на работе, а также способ его разрешения. Вместе с режиссером Дмитрием Скотниковым, для которого «Арт» - всего лишь вторая самостоятельная постановка, старожилы театра замахнулись на большую сцену и не прогадали. Несмотря на изначальную камерность пьесы и стилистическую сдержанность декораций с использованием минимума реквизита (художник-постановщик - Вероника Смирнова), три артиста легко завладевают вниманием публики, заставляя ее размышлять, проникать в суть пьесы, текст которой занимателен и глубок.
Даже тех, кто совершенно далек от живописи и не видит разницы, к примеру, между картинами Ивана Крамского и Василия Перова, заденет за живое спектакль «Арт», поскольку речь в нем идет в первую очередь об искусстве взаимоотношений. Что может быть общего между преуспевающим врачом-дерматологом, инженером авиационной промышленности и продавцом канцтоваров? В отличие от влюбленности дружба не пытлива. Мы заводим друзей на основе общности интересов и взаимной симпатии, а не по тому, сколько человеку лет, каков его доход, социальный статус. Но, бывает, с годами привязанность слабеет под грузом ежедневных забот и может совсем сойти на нет, если начать придираться, копаться в отношениях. Такое случилось и с героями комедии Ясмины Реза, которые после пятнадцати лет дружбы выставили свои амбиции, как локти в толпе.
Герой Антона Кузьменко Серж, несмотря на обвинение в снобизме, кажется наивным и искренним в своем восхищении «белым прямоугольником», купленным за бешеные деньги. А Марк (Игорь Калагин), привыкший быть лидером, к мнению которого прислушиваются окружающие, разгневан поведением одураченного современным искусством друга. Между мужчинами разворачивается нешуточная борьба, ловкое жонглирование колкими словами переходит в драку. И неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не Иван (Фарит Халяпов), выступивший в роли парламентера. Он терпим к выходкам друзей не потому, что бесхребетен или равнодушен. Напротив, именно Иван больше всего ценит эту дружбу, нуждается в ней и всеми силами старается сохранить данную опору в жизни.
Спектакль «Арт» полностью оправдывает заявленный жанр. Дмитрий Скотников, который недавно защитил диплом на отлично по этой постановке (режиссерский факультет Театрального института имени Бориса Щукина, мастерская профессора Михаила Борисова), выявил и сценически организовал то, что не лежит на поверхности пьесы, а скрыто в ее глубинах, то есть тонкий юмор, лиризм, драматизм человеческих взаимоотношений и богатство их проявления. «Самый правильный принцип для театра, чтобы материал любой сложности был интересен всем зрителям, - считает Дмитрий Скотников. - Интеллектуальный театр не для всех - это придумка. Во времена Шекспира и Мольера такого не существовало, зато театр был велик. В данном спектакле мне хотелось показать, что смешными могут быть не только примитивные любовные коллизии, но и пьесы другого качества».
Тем временем Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» не сбавляет оборотов. Под занавес 26-го сезона - «Просто квартет», в котором заняты артисты Антон Кузьменко, Фарит Халяпов, Наталия Ларюнина и Ульяна Чеботарь. Спектакль получил вторую премию на XI фестивале «Поют актеры драматических театров России», прошедшем в июне в Нижнем Новгороде. Осенью зрителей «ФЭСТа» ждет театральный сериал по произведениям А.Н. Островского. Трилогию о Мише Бальзаминове «Картины из московской жизни» планируется разбить на две части, которые можно будет смотреть и как самостоятельные спектакли. В общем, творческие эксперименты продолжаются.
Фото автора