Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Версия для слабовидящих

Непостижимая магия игры

«Непостижимая магия игры» - так называется документальный фильм, созданный гамбургскими авторами Ефимом Ямпольским и Аркадием Коганом. Их новая работа посвящена известному театральному режиссеру и педагогу, заслуженному деятелю искусств России, профессору Семену Баркану, который в свои 90 продолжает активно работать в Бремене.

Баркан Семен Аркадьевич

Тяга к театру проявилась у Семена Аркадьевича с ранних лет: сначала участвовал в школьных спектаклях, затем режиссировал их и организовывал выступления школьной труппы. В 1945 году Баркан окончил режиссерское отделение ГИТИСа. Своими учителями, оказавшими на него наибольшее влияние, он считает А. Попова, М. Кнебель, А. Гончарова. Успешная режиссерская работа Баркана в Театре Красной армии была прервана в 1951 году из-за антисемитской кампании, которую сталинский режим проводил в то время под лозунгом «борьбы с безродными космополитами». Семену Аркадьевичу пришлось перейти в цыганский театр «Ромэн», где он проработал более четверти века.

Этот период своей жизни Баркан характеризует словами: «Я очень жадно жил». В поисках будущих актеров он тогда объездил таборы и цыганские поселки доброй половины Советского Союза. Под его руководством «Ромэн» стал одним из лучших театров Москвы. Одновременно Семен Аркадьевич преподавал основы режиссуры в ГИТИСе и Щепкинском театральном училище.

С 1994 года Баркан живет в Германии и уже почти десять лет преподает в университете Бремена курс сценического мастерства на факультете восточноевропейской литературы. Он – организатор и руководитель театра-студии «Русская актерская школа». В этом, по сути, любительском театре (в труппе только одна профессиональная актриса – Маргарита Бутенко) обучаются актерскому искусству и приобщаются к русской сценической культуре более сотни студентов, школьников и других жителей Бремена и его окрестностей. Педагогу удалось создать спаянный, влюбленный в театр и болеющий за свое дело коллектив. Причем в число студийцев входят как уроженцы бывшего СССР, так и коренные немцы.

Накануне съемок Баркан сказал авторам фильма: «Меня надо снимать во время репетиций, когда я могу работать 24 часа в сутки». Именно во время репетиций отчетливо проявляются особенности режиссерской и педагогической работы Семена Аркадьевича. Фильм позволяет увидеть, как настойчиво и в то же время деликатно он подводит каждого самодеятельного актера к осмыслению психологического портрета его персонажа, как приобщает к видению роли и пьесы в целом.

Театр-студия играет спектакли как на русском, так и на немецком языках. Баркан включил в репертуар целый ряд известных пьес: «Ящерица» А. Володина, «Трудные люди, или Жених из Иерусалима» Й. Бар-Йосефа, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Последняя роль Михоэлса» З. Сагалова. Самодеятельный коллектив с успехом показывал свои работы в различных городах Германии, побывал и во Франции.

По пути режиссера пошли некоторые его ученики: бывший студиец Радий Головков поставил пьесу А. Мариенгофа «Циники» на немецком языке. Арнольд Саражинский, некогда посещавший в Москве лекции профессора Баркана, а ныне доцент и руководитель курса пантомимы в Гамбургской высшей музыкальной школе, приезжает в Бремен обучать студийцев основам сценического движения. В работе самодеятельного коллектива принимает посильное участие и декан факультета восточноевропейской литературы Бременского университета, профессор Вольфганг Киссель (Wolfgang Kissel). Он считает, что стал гораздо лучше понимать русское театральное искусство. Благодаря профессору Баркану и его «Русской актерской школе» идет взаимное постижение и взаимное обогащение русской и немецкой культуры. Важность этого процесса хорошо понимает руководство города, оказывающее финансовую поддержку самодеятельному театру.

...Фильм «Непостижимая магия игры» – уже не первая совместная работа Ефима Ямпольского и Аркадия Когана. Они сняли, в частности, «Другие берега» (2002), «Прикосновение» (2003), «Портрет художника на фоне осени» (2004). За режиссуру они, как правило, отвечают вместе, сценарий обычно пишет Ефим, а снимает Аркадий. Оценить их новую работу желающие смогут 30 сентября (подробности – в подборке «Наша афиша» на этой же странице).

Тарас Фисанович

© 2024 Мытищинский театр драмы и комедии "ФЭСТ", 141008, Россия, Московская область, г.Мытищи, ул.Щербакова, д.6А, телефон: +7(495)586-07-77, касса: +7(495)582-81-81
magnifierchevron-down