Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Версия для слабовидящих

О поэте и человеке - статья в газете Калининградка-онлайн

10 февраля уже много лет считается днём памяти Александра Пушкина. Именно в этот день 172 года назад он умер после роковой дуэли с Дантесом. Но что, в сущности, мы знаем об этом великом поэте? Многие знакомы с ним лишь в рамках школьной программы, а точнее — с его произведениями, но мало кто пытался понять, что это был за человек. Такую попытку сделал известный театровед и театральный педагог Анатолий Белкин, по чьему сценарию в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» поставлен спектакль «Пушкин. Предчувствие судьбы…». Премьера состоялась 12-15 февраля.
Эта постановка удивительна не только загадочным названием — в ней всё необычно. Как сказал на премьере художественный руководитель театра заслуженный артист России Игорь Шаповалов, работа над спектаклем заставила прикоснуться к такому сложнейшему драматургическому жанру, как «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Оригинальность заключается и в том, что Анатолий Белкин в своём сценарии смешал исторические события из жизни Александра Сергеевича с отрывками из «Маленьких трагедий» — сценой из «Скупого рыцаря» и тремя сценами из «Каменного гостя». А сделано это потому, что Анатолий Алексеевич, вникая в жизнь поэта, понял: многие моменты из биографии А.С. Пушкина перекликаются с его произведениями, например, «Скупой рыцарь» описывает взаимоотношения поэта с отцом, а в главном герое «Каменного гостя» Доне Гуане угадывается сам Александр Сергеевич.

Ещё одна особенность состоявшейся премьеры: все роли в спектакле исполняют всего четверо актёров, и на долю каждого выпадает несколько художественных образов. Так, заслуженный артист Московской области Игорь Калагин, которому, кстати, первому Анатолий Белкин показал свой сценарий три года назад, играет Александра Пушкина во время Михайлов¬ской ссылки, а также Дона Гуана из «Каменного гостя» и Альбера из «Скупого рыцаря». Учитывая вышеупомянутые выводы автора идеи, И. Калагин играет одного и того же человека — Александра Сергеевича, но в тоже время создаёт три разных образа: эмоционального, в чём-то даже эгоистичного, поэта; любвеобильного Дона Гуана и жаждущего хорошей, богатой жизни Альбера.
Читая стихи поэтов, мы, возможно, безотчётно, но узнаём их очень личные, интимные переживания, ведь именно это заставляет экзальтированных талантливых людей писать. И также, смотря спектакль «Пушкин. Предчувствие судьбы…», мы заглядываем в душу того, про которого говорят «это наше всё». Пушкин не выглядит идеальным, но от этого не происходит разочарования. Быть может потому, что он предстаёт живым: влюбчивым, вспыльчивым, полным надежд и планов (творческих и жизненных), пишущим по ночам и спящим до обеда, весёлым и грустным, добрым, сочувствующим, гордым и даже злопамятным. Это приближает Пушкина-человека к нам и возвышает Пушкина-поэта ещё больше, так как, несмотря на человеческие недостатки, он остаётся гением в литературе. Поэтому можно без зазрения совести сказать, что Игорю Калагину досталась очень сложная, тяжёлая роль, с которой он превосходно справился.
Заслуженная артистка Московской области Наринэ Осипова также играет три роли в спектакле: простую девушку Ольгу, которой был увлечён поэт, в том числе в период его пребывания в Михайловском; Ивана из «Скупого рыцаря» и Лепорелло из «Каменного гостя». Факт романа барина с крестьянкой не укрылся от биографов А.С. Пушкина, но то, что это было не просто мимолётное увлечение поэта, нам показал Анатолий Белкин в премьере «Пушкин. Предчувствие судьбы…». Наринэ Осипова воплотила образ молодой милой девушки, подарившей и девичью честь, и всю свою любовь человеку, для неё необыкновенному. И не случайно та же актриса играет Ивана и Лепорелло — слуг главных героев «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, в которых проглядывают черты автора. Эти две роли Наринэ Осиповой не мужские — она играет женщин, переодетых в мужское платье, женщин, готовых отдать своему господину всё и способных на такую любовь, что им достаточно просто служить тому, к кому горят в сердце самые светлые чувства.
Три образа создаёт в спектакле и заслуженный артист Москов¬ской области Фарит Халяпов. Вначале он предстаёт ведущим, который приглашает зрителей окунуться в историю жизни Пушкина — поэта и человека. А в «Маленьких трагедиях» Ф. Халяпов играет эпизодические, но не проходные роли: Жида в «Скупом рыцаре» и Монаха в «Каменном госте». Все три роли Фарита интересны тем, что являются своего рода проводниками по жизни Александра Сергеевича. Они поясняют нам те или иные действия поэта, а главных героев трагедий подталкивают к определённым выводам. Скажу лишь, что такие встречи, как у Альбера с Жидом и Дона Гуана с Монахом, не бывают случайными. Их скорее можно назвать переломными.
Конечно, невозможно представить Михайловскую ссылку поэта без няньки Арины Родионовны. Её играет заслуженная артистка России Татьяна Полянская. Няня получилась самой что ни на есть настоящей: Т. Полянская создала образ пожилой женщины. Года никого не щадят, и ей уже тяжело нагибаться, но зато она научилась руководить всем, что происходит в барском доме. Ничто не утаиться от её зорких глаз, в том числе и отношения её питомца с Ольгой. При этом Арина Родионовна могла и пожурить Пушкина, и пожалеть, но во всех её словах и действиях проглядывает материнская забота и любовь. Татьяна Полянская также сыграла в спектакле Донну Анну из «Каменного гостя». Эти две роли — разноплановые и разновозрастные. И в этом заключается сложность: быстро перевоплотиться из няни в роковую красавицу Анну, заинтересовавшую Дона Гуана. Но такой переход, хотя и дался актрисе, наверно, тяжело, никак не сказался на её игре: обе роли сыграны превосходно.
Добавим к незаурядному сценарию и хорошей игре актёров оригинальное музыкальное и художественное оформление спектакля и с уверенностью скажем, что «Пушкин. Предчувствие судьбы…» — не «датская» постановка. Интерес к ней не пропадёт после памятных дат, так как спектакль своей оригинальностью, наверняка, привлечёт и поклонников поэта, и тех, кто мало знаком с его творчеством и биографией.

Анна СТОРОЖЕВА

Постоянный адрес cтатьи: http://gazetakoroleva.ru/?number=2009020&st=614

© 2024 Мытищинский театр драмы и комедии "ФЭСТ", 141008, Россия, Московская область, г.Мытищи, ул.Щербакова, д.6А, телефон: +7(495)586-07-77, касса: +7(495)582-81-81
magnifierchevron-down