Его узнают на улицах, ему дарят цветы, на него ходят в театр. Слава пришла к нему в тридцать с небольшим, а вместе с ней и большая занятость в репертуаре. "Отловить" звезду Мытищинского театра драмы и комедии "ФЭСТ" Игоря БОНДАРЕНКО удалось в перерыве между репетициями в гримерной.
- Игорь Викторович, ваш путь в театр был довольно извилист.
- Я не из актерской семьи. Мои родители инженеры, папа работал в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке.
- Вы общались с космонавтами?
- Видел многих, с их детьми учился в школе, сам мечтал стать космонавтом. Не получилось.
- А как же тяга к театру?
- Всегда хотел быть актером. Очень любил Андрея Миронова, Евгения Леонова, Анатолия Папанова. Из Театра сатиры с мироновских пьес просто не вылезал. После 9-го класса я пытался поступить в Щепкинское театральное училище и в ГИТИС. Меня не приняли из-за возраста, у меня еще не было аттестата.
- Почему же, получив аттестат, вы не повторили свою попытку?
- Весь наш класс собрался идти в военное училище, а я что, хуже других? Профессия актера была непонятной, неизвестной, знакомых в этой среде у нас не было, поэтому я пошел подавать документы в летное училище. Из-за травмы на соревнованиях по дзюдо меня не взяли, и чтобы переждать время, я поступил в лесотехнический институт на факультет электронно-счетной техники - ФЭСТ. Там я встретил Игоря Шаповалова, ныне художественного руководителя нашего театра, и агитбригаду.
- Театральные страсти вспыхнули с новой силой?
- Еще как! Первые полгода я посещал все сборы агитбригады, даже участвовал в одном спектакле. Учеба, естественно, дала крен, в деканате получил по шапке и вернулся к занятиям. Полтора года я учебу подтягивал и только в начале третьего курса вновь пришел в бригаду с уже устоявшимся желанием играть.
- А как было с учебой?
- Все нормально. Институт я окончил благополучно. Получил диплом инженера сетевой техники и параллельно окончил курсы штурманов военно-транспортной авиации. И вот когда встал вопрос о работе, я, Игорь Шаповалов, Дима Полянский, Игорь Ильин, Алла Баринова, Антон Кузьменко, Игорь Калагин решили продолжать наши театральные дела. Сразу встал вопрос об актерском образовании. И тут нам крупно повезло: нас всех, 15 человек, приняли в Щепкинское театральное училище, что и решило мою дальнейшую судьбу.
- Родители не возражали?
- Как же не возражали: сын - не инженер, а неизвестно кто, да еще и неизвестно какого театра. Это была, конечно, авантюра чистой воды.
- В которую вы кинулись уже вполне взрослым человеком. Неужели вы не понимали, что вам предстоят годы неопределенности и безденежья?
- Нет, ничего такого мы не понимали. Перестройка тогда еще не развалилась и все шло более или менее благополучно. Мы даже начали выезжать на гастроли, в том числе и за рубеж, зарабатывали деньги себе на обучение. Вот когда начался оголтелый капитализм, тогда нам пришлось туго.
- Как же вы выстояли?
- Мы держались все вместе до конца. И разорвать эту дружбу теперь уже невозможно. Мы иногда пытаемся делать что-то по отдельности: сниматься в кино, в клипах, играть в других театрах, но хочется вернуться в свою театральную семью.
- Но есть же еще и разница в таланте: кому дано больше, кому-то меньше.
- У меня, наверное, есть такая счастливая возможность не видеть этого со стороны. Я играю практически во всех спектаклях нашего театра и оценивать игру своих товарищей как зритель не могу, нет такой возможности, а все претензии к партнерам снимаются в ходе репетиций.
- Вы актер определенного амплуа?
- Наверное, оно у меня есть, но по большей части его определяет режиссер. В основном роли у меня комические и характерные, хотя есть и серьезные.
- Выбор вас на ту или иную роль определяется еще и вашей фактурой.
- Да, я думаю, да.
- Героя-любовника сыграть не дано?
- Элементарно. И играл в начале своей карьеры, когда был похудее, имел волосы, а бороду - нет. С возрастом (мне 36) пришлось меня заменить. Но вообще образы героев меня никогда не прельщали. Герой с внутренним шармом, чувством юмора - это мне нравится.
- Актер, играющий комические роли, должен быть веселым?
- Я совсем невеселый, замкнутый, грустный, хотя шутить очень люблю. Дело в том, что когда весь день шутишь и смеешься, то тратишь на это свой внутренний запас, и на спектакль его уже не остается. Сейчас я осознанно стараюсь копить в себе, чтобы потом выплескивать это на сцене.
- Чтобы что-то копить, нужно откуда-то это брать.
- Я наблюдаю за окружающим меня миром, за товарищами, за людьми - это часть профессии. Сам ты можешь ну сто шуток придумать, а жизнь подскажет тебе тысячи. Когда идет работа над каким-то сложным образом и надо найти его характер, прототип, то лучше всего побольше понаблюдать за людьми, посмотреть телевизор или записи со спектаклями своих кумиров - как они выходили из таких ситуаций.
- В спектаклях "ФЭСТа" всегда много песен и танцев.
- Моя комплекция мне не мешает, я чувствую себя легко. Еще в школе занимался бальными танцами и хореографией.
- Спортом не занимаетесь?
- Только зарядкой для поддержания себя в форме, а потом у нас в театре перед репетициями проводятся тренинги.
- Театральная молодежь вас называет уже по имени-отчеству?
- Да я как-то не стремился к этому, но друзья в шутку, еще когда мы были совсем молодыми, называли меня по отчеству. Так это и приросло: Игорь Викторович, но на ты.
- Как складываются у актера Бондаренко отношения с прекрасным полом?
- Совершенно замечательно. У меня есть подруга. Она - экономист. От первого брака у нее есть ребенок.
- Нормальную семью создать не хотите?
- Конечно, хотим. Все, я думаю, к этому и идет. Просто сейчас надо наладить дела так, чтобы мое творчество приносило еще и финансовое удовлетворение.
- Вредные привычки вас не одолевают?
- Курю, выпить с друзьями на праздники - отчего же нет. Но у меня есть одна очень вредная привычка: я безумно люблю рыбалку, готов ловить рыбу когда угодно и где угодно. Если удается, то с семьей выезжаем на природу.
- Вы поладили с ребенком вашей будущей жены?
- Вполне, мы с ним друзья, он меня зовет то просто по имени, то дядя Игорь.
- Стоя за кулисами перед выходом на сцену, волнуетесь?
- Да, конечно. Иногда надо пройти сцены с партнером, вспомнить текст.
- Вы всегда согласны с тем решением, которое предлагает режиссер?
- Нет. Поначалу спорю, но меня легко убедить, и порой бывает легче сделать так, как требует режиссер, и сделать хорошо, чтобы потом он убедился, что этого лучше не делать.
- В ходе проката спектакля рисунок роли меняется?
- Да. Во время подготовки спектакля не всегда удается угадать, как зритель будет реагировать на ту или иную шутку. Залы тоже бывают разные, я ведь чувствую его реакцию.
- Провалов у вас не было?
- Всякое бывало. Переживать, правда, мне особенно некогда. Надо найти причину того, что было не так, и устранить ее. Если это невозможно, то надо пережить.
- После спектакля вы себя чувствуете, как выжатый лимон?
- Скорее, как выжатый апельсин. Энергии затрачивается много, и процесс релаксации тоже длительный.
- Для релаксации многие пропускают рюмочку.
- Я пропускаю душ. Минут 15 под ним стою. Потом можно посидеть в гримерке, подышать свежим воздухом по дороге домой, а лучше всего, в минус диете, хорошо покушать дома после спектакля.
- Когда же вы ложитесь?
- Не раньше часа ночи, я сова. Встаю, правда, рано, часов в семь: Кирилла надо будить в школу. Мы вместе завтракаем. Если я могу, то отвожу его в школу, если нет - это делает Люба. Потом поброжу-поброжу по квартире и еще часик посплю.
- Кроме театра и рыбалки, других интересов у вас нет?
- Почему нет? Я люблю рисовать, одно время даже писал стихи, сейчас сочиняю только для капустников.
- Нет желания самому что-нибудь поставить?
- Режиссер и актер - это абсолютно разные профессии, разные образы жизни и мысли, иногда диаметрально противоположные. Режиссер видит все в готовом виде. Он должен создавать на сцене конфликт между актерами, а актер должен выполнять этот конфликт по задаче режиссера. У меня нет желания ставить пьесу и самому в ней не играть. Лучше наоборот.
- Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
- Съемки в кино - есть несколько предложений, в театре репетирую новую роль. К нам в "ФЭСТ" пошел зритель, нас заметили, стали ездить из других городов, и нам надо укреплять это, чтобы зрителей у нас было как можно больше и ходили бы они к нам как можно чаще.
Беседовала А.УРАЛОВА
"Родники", 16 февраля 2002 г.