Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» уже настолько известен и популярен, что его и представлять не надо. Однако не все знают его происхождение. Об этом рассказывает художественный руководитель театра заслуженный артист России Игорь Шаповалов, только что отметивший свой полувековой юбилей.– Большинство членов вашей труппы начинали свою театральную деятельность в студенческом театре факультета электроники и счётно-решающей техники (ФЭСТ) Московского государственного лесотехнического института, откуда и пошло название театра. Вы тоже там учились?
– Да. Я пришёл туда в 1979 году, будучи на первом курсе, и оказался самым младшим в агиттеатре. Но через год получилось так, что все «старики» окончили институт и ушли, а у меня возникло желание продолжить их работу. Начал набирать новых ребят, театр постепенно разрастался, и года через три численность коллектива достигла ста человек. Понятно, к тому времени я уже связывал своё будущее с театром, а не с авиацией и космонавтикой, к чему нас готовили на факультете.
– Но у вас, кажется, всё сразу стало получаться…
– Удивительно, но это так. Мы делали спектакли, на которые студенты просто рвались. Хотя это были не совсем спектакли, скорее – весёлые капустники. Они пользовались большим успехом, что разжигало мою страсть к театру. А настоящий спектакль мы поставили лишь в 1986 году по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом». Мы поехали к ним в гости, и они дали нам пьесу «Без оружия», которую написали по этому роману для постановки советско-польского фильма. Мы эту пьесу трансформировали, расширили, дополнили сценами из романа, и у нас получился трёхчасовой спектакль. Это был наш первый серьёзный драматический опыт.
– Вы предпочитаете говорить «мы», а не «я» …
– На это есть причины. Мы все понимали, что нам не хватает актёрского профессионализма. И начали вести переговоры с театральными вузами о возможности обучения всем составом. И в 1990 году впервые в истории российского театрального образования был набран целевой курс в Театральном училище им. М.С. Щепкина. Мы поступили на курс к замечательному педагогу Семёну Аркадьевичу Баркану. Его портрет и сейчас висит в моём кабинете. Надо сказать, что Баркан был вторым режиссёром у Вл.И. Немировича-Данченко. Так что мы получали образование, так сказать, «от корней».
В 1995 году мы окончили училище. Наш курс был признан лучшим за десятилетие, и было принято решение продолжить эксперимент и набрать ещё один курс, с тем чтобы полностью сформировать нашу труппу. Собственно говоря, из этих двух курсов и состоит сейчас наш театр.
– В наше время немногие берутся ставить спектакли и для взрослых, и для детей. «ФЭСТ» каждый сезон балует премьерами маленьких зрителей. Почему вы решили стать семейным театром?
– Я считаю, что театр обязан делать детские спектакли, так как из маленьких зрителей вырастают большие. Если ребёнок в детстве не пристрастился к театральному искусству, то во взрослом возрасте этот процесс проходит сложнее. Причём ребёнка очень трудно обмануть. Если спектакль плохой, он никогда не будет его смотреть. Он будет болтать, шуршать фантиками и тому подобное. Напрасно люди театра в таких случаях обижаются на детскую аудиторию – нужно обижаться на себя. Детский спектакль – это, знаете, такой камертон правды.
Источник - http://www.lgz.ru/article/13551/
№30 (6285) (28-07-2010)
Беседу вела Светлана НОСЕНКОВА