В прошедший четверг гостем студии муниципального телевидения «Родники» был начальник управления культуры и туризма администрации Мытищинского муниципального района и художественный руководитель театра драмы и комедии «ФЭСТ» И.А.ШАПОВАЛОВ. Поскольку телепередача проходила в преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, то основной ее темой стал театр. В ходе передачи была разыграна театральная викторина, и победившие в ней телезрители получили билеты на один из спектаклей театра «ФЭСТ». Предлагаем читателям запись беседы И.А.Шаповалова с тележурналистом Еленой Архиповой.
- Игорь Александрович, культура не вошла ни в один из национальных проектов Российской Федерации и пока не приняты даже законодательные основы о культуре. Приходится констатировать ухудшение ситуации в театрах, особенно в порядке их финансирования.
- Видимо, речь идет о казначействе. Это очень серьезная проблема. Я не против казначейства как органа контроля целевого расходования бюджетных средств, но буквальное следование его системе - бедствие для театра. Ведь что такое казначейское исполнение бюджета? Это построчное выполнение расходных статей, которые были заложены за год до того, как бюджет вступил в силу, то есть на момент формирования бюджета. Нельзя за год до начала работы точно спланировать, как будет выглядеть спектакль, кто будет его ставить, какие актеры в нем будут заняты, какие понадобятся декорации или костюмы. Во многом спектакль рождается во время репетиций, и в этом - сила российской театральной школы. Но при таком финансировании мы изменить уже ничего не сможем. Или надо остановить процесс, идти в казначейство, менять финансирование, провести новый конкурс. На это уйдет как минимум полгода. Вся система финансирования через казначейство основана на конкурсах. Если в таких областях, как строительство или транспорт, конкурсы правомерны, то при постановке спектаклей они имеют самые негативные последствия. Допустим, театр хочет пригласить на постановку какого-то конкретного режиссера или художника. Заключить с ними контракт невозможно, пока не будет проведен конкурс. А на конкурсной основе в более выгодном положении оказывается тот, кто запросит меньше за свою работу, но сделает он ее хуже, чем тот, кого хочет пригласить театр. В конечном итоге пострадает качество спектакля, и зритель уйдет из театра.
- Вы нарисовали черную картину. Не окажется ли театр в связи с такими нововведениями без премьер?
- Все зависит от конкретных работников казначейства. Если они пойдут навстречу театрам, премьеры будут. Если будут буквоедски требовать абсолютного исполнения всех статей казначейской системы, премьер быть не может. Решение принимает не художественный руководитель театра, а работник казначейства, ведь от его подписи зависит финансирование спектакля. Но если он идет навстречу театру, то нарушает закон.
- В Мытищах весьма успешно работают два театра, недавно появился третий, Молодежный, на базе районного Дворца молодежи. Как сказалась на их финансировании новая система:
- Казначейская система финансирования начала действовать с 1 января 2006 года. И вот сейчас, когда подошло время для новых постановок, мы начинаем с нею соприкасаться. В театре «Огниво» подготовка нового спектакля уже приостановлена - не идет финансирование. От всей души надеюсь, что решение о казначейском финансировании будет пересмотрено или введены дополнительные инструкции по его применению.
- Уповаете на решение свыше?
- Мы участвуем в процессе отмены непродуманного решения, в формировании документов, которые готовит Союз театральных деятелей, будем участвовать в конференции СТД, которая состоится в апреле.
- Давайте отойдем от этой грустной темы. Наступивший год для «ФЭСТа» был не совсем обычным - новый театральный сезон начался с конца декабря.
- Для нас новогодний период был очень радостным: решение администрации района о восстановлении театра было выполнено, и в канун Нового года мы получили замечательно оснащенные, обновленные зрительный зал и фойе. Мы начали работать в новых условиях, и первый спектакль, который мы играли, был детский. Актеры так соскучились по своей сцене, что, когда прозвучали слова помрежа «приготовиться к спектаклю», у многих появились слезы. Театр для актера не просто рабочее место, зачастую он ближе, чем дом. В театре мы проводим большую часть своей жизни, по-иному невозможно. Ведь не случайно говорят: «Я служу в театре», а не работаю. В театре сейчас царит эйфория, мы работаем с упоением. Хотелось бы поблагодарить мытищинцев, которые приходят к нам в театр. Без зрителей театр немыслим. Зритель является необходимой составной частью спектакля.
- На ваши спектакли всегда аншлаги.
- Мы стараемся соответствовать возрастающему уровню требований мытищинского зрителя. К нам на спектакли приезжают из Королева, Сергиева Посада, Москвы. В последнее время стали даже появляться зрители из других областей. Мы обнаружили это при анкетировании. Видимо, возобновился такой забытый род туризма, как театральный.
- О вас узнают благодаря вашей гастрольной деятельности?
- Трудно сказать. Мы не так уж много гастролируем, это скорее народная молва.
- Правда ли, что у вас увеличилась труппа и за счет кого?
- В начале прошлого сезона у нас появилось два новых актера, которые только что окончили театральное училище. Прослушивания выпускников и временно не работающих актеров идут постоянно. Мы придирчиво отсматриваем каждого претендента, ведь новый актер - как член семьи, мы живем в театре. На последнем просмотре нам понравилась одна девушка, которая в прошлом году окончила театральное училище (И.Я. - Наверное, Ульяна?). Может быть мы ее возьмем.
- «ФЭСТ» - активный участник театральных капустников.
- Мы постоянно принимаем участие в фестивале капустников «Веселая коза», который почти десять лет проводится в Нижнем Новгороде и пользуется сумасшедшей популярностью. Театральная общественность Москвы в конце мая ездит туда посмотреть программу фестиваля, а в этом году у нас есть счастливая возможность чересчур активным участникам «капустного» фестиваля провести первый концерт у нас в Мытищах.
- Театральный капустник - это смех на сцене. Трудно ли создать такую ситуацию на сцене, и вообще капустник для актера - работа или отдых?
- На мой взгляд, капустник это учеба, причем очень хорошая. В училище имени Щепкина мы учились у выдающегося педагога Семена Аркадьевича Баркана. В этом году ему исполняется 90 лет, он руководит русским театром города Бремен в Германии. В нашем театре он поставил спектакль «Забыть Герострата». Каждое занятие с нами он начинал с зачина-капустника. Поначалу это очень выматывало и раздражало - каждый день придумывать капустник. Трудно было ужасно, но сейчас я начинаю понимать, что профессиональный актер обязан уметь создавать импровизационно-комедийные ситуации. Если он лишен этого дара, то возникает вопрос о правомерности его занятия драматическим искусством. Все праздники и дни рождения в театре мы отмечаем капустниками. И День театра отметим так же.
- Раньше было такое понятие, как «цех», объединение представителей какой-либо профессии. У нас в Мытищах есть театральный цех. Проводите ли вы с театром «Огниво» совместные капустники?
- Да, мы обязательно вместе празднуем День театра, приходим в гости друг к другу. В прошлом году мы, «ФЭСТ», приходили в «Огниво», в этом году они придут к нам. Наши две труппы очень дружные. Ребята встречаются помимо театров, обязательно приходят на премьеры друг к другу. В последнее время в наш театральный цех вливаются люди, которые регулярно ходят на наши спектакли. Профессиональный зритель - большое счастье. Мы интересуемся их мнением, принимаем во внимание их замечания. Зачастую мнения критиков и зрителей полярны. Критика, профессиональная и доброжелательная очень важна, но мы работаем прежде всего для зрителя.
- Предусмотрены ли совместные постановки «ФЭСТа» и «Огнива»?
- Есть такая идея, есть даже опыт. В нашем спектакле «Золушка», который мы в рождественские дни показывали в храме Христа Спасителя в Москве, всю анимационную часть ставил Станислав Федорович Железкин.
- К театральному цеху возможно скоро примкнут воспитанники театральной студии «Песочница». Они подготовили ряд вопросов для вас. Сколько лет надо служить в театре, чтобы стать великим актером?
- Всю жизнь, но сначала надо окончить театральное училище и, желательно, у хорошего педагога. И, как минимум, три года работы в театре. А дальше все зависит от самого человека. Талант составляет 30 процентов успеха, а все остальное - трудолюбие.
- Какова роль случая?
- Я не поклонник штампованных сериальных звезд, волей «случая» попавших на главную роль. Это мыльные пузыри. Случай может быть в казино, а в театре - труд и еще раз труд.
- Нужен ли талант?
- Хотя бы на 30 процентов. Если их нет, то и остальные 70 не помогут. Но еще нужны масса составляющих: особый склад нервной системы, магнетизм, эмоциональность и так далее.
- Можно ли достичь каких-то высот, занимаясь в театральном кружке?
- Безусловно. Это в любом случае развивает и раскрепощает.
- Нужно ли знание иностранных языков?
- В любом случае это не помешает. Ведь приходится играть в пьесах зарубежных авторов, зная язык, можно глубже проникнуть в замысел автора и точнее его передать.
- Кто самый молодой актер театра?
- Мальчик Данила, который в спектакле «Чума на оба ваши дома» играет маленького Ромео.
- Трудно ли вжиться в роль профессиональному актеру?
- По-разному. Все зависит оттого, насколько роль «ложится» на внутреннюю психологию актера. Практически все режиссеры сходятся на том, что половина успеха спектакля зависит от точности распределения ролей и подбора актеров.
- Когда к вам пришла слава?
- Она ко мне еще не пришла. Я ее жду.
- Сколько нужно играть в театре, чтобы стать директором?
- Нисколько. Директор, как правило, не актер. Иногда бывает, что актер становится директором, но обычно директор - это административная должность. Директор - помощник художественного руководителя по хозяйственным и административным вопросам.
- А теперь вопросы от зрителей: когда в Мытищах появится кинотеатр?
- В ближайшее время в культурно-развлекательных комплексах «Плаза» и «СМ Квадрат» откроются несколько кинозалов.
- Не будут ли предусмотрены в театре «ФЭСТ» скидки на билеты для пенсионеров ?
- Обязательно. Они уже действуют. Нужно просто подойти к администратору.
- Не могу попасть на спектакль «Под небом Парижа», ведь на него производится предварительная запись. Предлагаю ее отменить и пустить билеты в продажу.
- Тогда вообще на этот спектакль попасть будет невозможно. Мы постараемся играть его почаще.
- Нельзя ли играть спектакли для взрослых и в дневное время? Очень трудно в вечернее время добираться домой.
- В ближайшее время мы собираемся ввести 16-часовые спектакли, а когда у нас появится малая сцена, они станут регулярными.
- Игорь Александрович, поздравляем вас и ваших коллег с Днем театра и желаем вам творческих успехов.
- Спасибо. В свою очередь, я поздравляю всех театралов. Театр - это прежде всего зритель, театр - это очень яркое, светлое явление, которое несет много добра, и если оно будет удостаиваться внимания зрителей, то будет процветать.
Записала А.УРАЛОВА
"Мытищи", 25 марта 2006 г.