C сайта Игоря Янковского http://yiv1999.narod.ru/Fest/FEST_List.htm
В Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» с большим успехом идёт спектакль «Свои люди - сочтёмся!» по пьесе Александра Николаевича Островского. И вот - новое обращение к классику: в удивительно короткие сроки - два с небольшим месяца - в «ФЭСТе» поставлена одна из его лучших пьес «Волки и овцы».
Работа над спектаклем началась с поездки в Костромскую область и посещения имения драматурга в Щелыкове. После читки пьесы режиссёр-постановщик Изольда Васильевна Хвацкая повезла туда актёров, занятых в спектакле. Скромный деревянный дом с маленькими комнатками сохраняется в первозданном виде, и здесь Александр Николаевич предстаёт не великим драматургом, а близким и понятным человеком, обременённым большим семейством и вечной нехваткой денег, радушным и гостеприимным хозяином. В 70-х годах XIX века на всю Россию прозвучал громкий судебный процесс в Костромской губернии над игуменьей Митрофанией, уличённой в подделке векселей. Это дело послужило толчком для написания пьесы «Волки и овцы», а Митрофания стала прототипом Мурзавецкой.
Пьеса ставилась многократно, и трактовки её были самые разные - от банального «волки съедают овец» до попытки подогнать авторский текст под некую режиссёрскую концепцию зарождения фашиствующего начала. Что же поставил «ФЭСТ»? Хвацкая - крепкий режиссёр школы Малого театра. В своих постановка она всегда идет от автора и старается максимально приблизиться к его пониманию слов и поступков персонажей.
Изольда Васильевна Хвацкая:
- Мне хотелось рассмотреть, что представляют собой герои пьесы. И пусть зрители также рассмотрят их и сами решат, кто есть кто. Пьеса была написана в 1875 году, но сегодня она актуальна, как никогда. Это - наша жизнь, в которой мы ежедневно встречаемся с мурзавецкими и беркутовыми. Это - наша новая Россия, которая рождается с трудом, с большими проблемами и огрехами.
Никакой «чернушечности» в пьесе я не вижу. Она написана в жанре комедии, и комедийность надо выдерживать, чтобы сохранить стилистику автора. В пьесе есть и лирическая сторона, тема подлинной влюблённости. Где же ещё можно найти выход из сложной ситуации, как не в любви? Может быть, Купавина придумала своего «принца» Беркутова, но она так искренне этому верит, что он, наталкиваясь на её чувство, вольно или невольно откликается на него. В какой-то мере Беркутов - герой наших дней. Он остановил преступление Мурзавецкой, уничтожил фальшивые векселя и приблизил к себе этих людей. «Можно же перестроить этот мир, - говорит он, - давайте попробуем жить по закону».
Да, за шикарными дорогими заборами - их можно считать оградами, а можно и клетками - сегодня живут очень обеспеченные люди. Вот мне и хотелось в урон нескольким скупым ремаркам автора заглянуть за эти заборы, увидеть, что же за люди там живут, приблизить их к нам, показать их тайный тёмный мир, их просчёты.
Людмила Лобанова, заслуженная артистка Московской области:
- Моя героиня Меропа Давыдовна Мурзавецкая - властная, лицедействующая фарисейка, которая никому не даст спуску. Сначала мы трактовали её образ как деловой офисной женщины, но потом всё-таки пришли к Островскому. Готовимся заранее Где встретить Новый год в Подмосковье Заранее выгоднее. Скидки! Пьеса настолько актуальна сегодня, что даже страшно становится: ничего не изменилось за сто с лишним лет, все те же волки и овцы. Мурзавецкая - стопроцентный волк. По Островскому, более сильный волк Беркутов вроде бы должен её «съесть», но в нашей постановке всё гораздо интересней: v двух волков происхолит сговор.
Игорь Бондаренко, заслуженный артист России:
- Лыняев, роль которого я играю, - персонаж комический. Он богатый помещик, умный, разбирающийся в юриспруденции. С одной стороны, он - овца, а с другой, смотря по обстоятельствам, - волк. В пьесе Лыняев пострадал от дам. Его «окрутили» и заставили жениться. Но ему и самому хочется как-то «устаканиться» в жизни. Тьма примеров тому, как женщины вовремя взяли в руки мужчин, и из них получились замечательные отцы семейств и хорошие работники. Вот и для Лыняева женитьба может быть благом.
Антон Кузьменко, заслуженный артист России:
- Про моего персонажа Беркутова можно сказать, что хотя он не принц, но всё равно на коне. В его лице появляется ещё более сильный прожорливый волк, который съедает мелких хищников. По тексту Островского не видно, чтобы Беркутов был явно отрицательным персонажем. Он - человек новой формации, западного склада ума. В нём нет дремучей помещичьей хитрости. В шахматной ситуации он обыгрывает противника на десять ходов вперёд. Насколько я понимаю замысел режиссёра, Беркутов соблюдает свою выгоду, но делает это честно. В нём подразумевается и некоторый налёт романтизма. В тексте этому уделено очень мало места, так что приходится доигрывать жестами и взглядами.
Надежда Лаврухина:
- И в нашем мире есть люди наивные и доверчивые. Такова и Евлампия Николаевна Купавина, дама, безусловно, романтическая. У Островского она до крайности доверчива и несведуща в юридических казусах. Но ведь и мы многих своих юридических прав не знаем. Тебе дают кипу бумаг на подпись, и как в них разобраться? Порою каждый из нас становится Купавиной. Евлампия Николаевна почти не знает света, ей не с кем поговорить по душам. Поэтому она с радостью принимает у себя столичную барышню Глафиру, одалживает ей свои туалеты, доверяется ей и в конечном итоге становится её подругой.
Анжела Дмитриева-Чебакова:
- Глафиру можно рассматривать как новую «продвинутую» молодёжь. Она понимает, что если сама о себе не похлопочешь, то и никто этого не сделает. Глафира из тех девушек, которые выходят замуж по любви, но за олигарха. Её методы «ловли» жениха более чем спорны, но, выходя замуж за богача Лыняева, она и его делает счастливым. Дворянка с хорошим образованием и знанием светской жизни в Петербурге достойна лучшей жизни, чем быть приживалкой Мурзавецкой или тихо сгинуть в монастыре.
В остальных ролях заняты: Аполлон Мурзавецкий - Сергей Метелкин, Анфуса Тихоновна - Нана Осипова и Елена Бондаренко, Чугунов - Фарит Халяпов, Клавдий Горецкий - Сергей Хапров, Павлин - Сергей Гришаков.
Премьера спектакля «Волки и овцы» в театре драмы и комедии «ФЭСТ» состоится 3, 4, 5 и 6 декабря.
А.УРАЛОВА
"Родники", 27 ноября 2009 г.