Впервые за всю историю своего существования театр «ФЭСТ» серьёзно обратился к драматургии А.П.Чехова, что само по себе замечательно, и поставил пьесу «Три сестры».
Постановку сложной чеховской драматургии театр доверил молодому режиссеру Алексею Курганову, который в прошлом сезоне поставил в «ФЭСТе» спектакль «Фантазии Фарятьева» и заявил в нем тему любви, безответной или в силу обстоятельств невозможной. Та же тема красной нитью проходит в «Трех сестрах». Здесь любовь, даже когда она взаимна, не приносит счастья, а уж безответная прямо ведет к трагедии - отвергнутый Соленый (А.Аптовцев) убивает «счастливого» соперника Тузенбаха (Д.Полянский).
Герои пьесы глубоко несчастны и от этого страдают. Свои переживания они прячут за словами, проговаривая их скороговоркой, как Ольга (Т.Полянская), или придавая ничего не значащим фразам особую значимость, как Соленый.
В первом акте семья Прозоровых еще кажется сплоченной и счастливой, но чем дальше развивается действие, тем очевиднее ее неспособность противостоять обстоятельствам. Потеряв со смертью отца надежную опору, сестры Ольга, Маша, Ирина и их брат Андрей не в силах сами устроить свою жизнь. Милые, порядочные люди, они позволяют манипулировать собой и покорно подстраиваются под ситуацию. Ольга, не желая того, становится начальницей гимназии, Андрей (П.Конивец) презирает свою должность секретаря земской управы, Ирина (Н.Ларюнина) ненавидит свою работу. Не лучше обстоит дело и с личной жизнью. Брак Андрея оборачивается фарсом, Маша (Н.Галютина) живет с нелюбимым мужем, Вершинин (А.Кузьменко) мучается с женой, Ольга страдает от одиночества, Тузенбах и Соленый - от неразделенной любви, Ирина - от невозможности полюбить.
Роман Маши и Вершинина заранее обречен, и они оба знают это. Мягкая, усталая сдержанность Вершинина оттеняется взрывной силой любви Маши. Но душевный бунт и несогласие с предлагаемыми обстоятельствами лишь изредка прорываются в словах, за которыми не следует действие. И все это накладывается на общий фон скуки, никчемности и пустоты. Проживший так всю жизнь доктор Чебутыкин (И.Бондаренко) в порыве пьяной откровенности вообще выразил сомнение в реальности происходящего.
Отчасти ему вторит «человек в футляре» Кулыгин (Ф.Халяпов). Образцовый учитель гимназии, муж Маши, он не хочет видеть очевидного, ведь если не видеть, то, стало быть, этого нет. Свою боль он прячет за латинскими изречениями и публичными уверениями в любви жены. А вот для Наташи (О.Алисова и У.Чеботарь), жены Андрея, нет никаких сомнений в реальности происходящего. Она выходила замуж, чтобы создать семью, рожать детей, наживать добро. А столкнулась с другим культурным уровнем, в котором ее дурной французский режет слух. Ее требования не вмешиваться в распоряжения по хозяйству, отношение к прислуге, к няне Анфисе (Л.Лобанова) возмущают, но противостоять напористому хамству никто не в силах.
В сгущающейся, напряженной атмосфере только два молодых офицера Федотик (А.Конивец) и Родэ (С.Хапров) еще сохраняют оптимизм и надежду на то, что будущее прекрасно. Но они уходят вместе с полком. Бравый походный марш только усиливает ощущение безнадежности и бесцельно проживаемой жизни.
Крушением дома Прозоровых назвал рассказанную в пьесе историю режиссер-постановщик Алексей Курганов. В ней кипят страсти, сродни шекспировским, но у Чехова слова не выражают, а прикрывают их. Спектакль очень динамичный и очень современный, созвучный сегодняшнему мироощущению. В финале, герои пьесы выходят на новый виток жизни. Утратив иллюзии, они мужественно переживают это и сохраняют достоинство. Может быть, за рамками пьесы они найдут применение своим талантам, любовь и счастье? Зрителю предлагается поразмыслить над этим.
А.УРАЛОВА
"Родники", 20 апреля 2011 г.