В Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» состоялась премьера спектакля «Волки и овцы» по одноимённой пьесе А.Н. Островского.
Её вполне можно было играть в современных костюмах, заменив слово «помещик» на «бизнесмен», но даже в классической интерпретации видна её злободневность. Потому что сквозь театральные декорации и костюмы XIX века проступает сущность человека XXI столетия — дельца, желающего урвать побольше денег. Читатель может возразить, что не все люди таковы. Не смею спорить, лишь отмечу, что в произведении выдающегося русского драматурга тоже не все жаждут любыми путями обогатиться. Есть и те, за чей счёт это делают.
Интриганка и ханжа Меропия Мурзавецкая (заслуженная артистка Московской области Людмила Лобанова) грезит о соседском имении Купавиных. Когда-то она сосватала старику-соседу молодую Евлампию Николаевну (Надежда Лаврухина). И теперь, когда та овдовела, решила взять свою долю за услуги, а точнее — прибрать к рукам всё унаследованное поместье. И действительно, что мелочиться? Евлампия — барышня небольшого ума, сама не сможет вести хозяйство, а при такой помещице любой управляющий быстренько всё разворует.
Кстати, такой управляющий уже есть — бывший член уездного суда Вукол Чугунов (заслуженный артист Московской области Фарит Халяпов), работающий «на два фронта» — на Купавину и на Мурзавецкую. Только вот досада: Меропия Давыдовна слишком хитра и жадна — у неё лишнюю копеечку не утащишь, а Евлампия Николаевна совершенно не располагает наличностью. Не лес же рубить и вывозить по ночам? И тут Вуколу Наумовичу в руки попадает козырь: поддельные векселя, которые помогает ему сделать племянник Клавдий Горецкий (Сергей Хапров).
Естественно, когда план Мурзавецкой женить забулдыгу-племянника Аполлона (Сергей Метёлкин) на Евлампии провалился, она решает прибегнуть к услугам угодливого Чугунова. И вот, когда до разорения имения Купавиной остаётся один шаг, в игру вступает ещё один её сосед — Василий Беркутов (заслуженный артист России Антон Кузьменко), имевший давние планы на Купавину и её поместье. Быстро оценив сложившуюся конфликтную ситуацию и её участников, Василий Иванович легко и непринуждённо добивается своего. Быть может, когда-нибудь и на него найдётся «хищник» позубастей и похитрее, но сейчас Беркутов — молодой, успешный и красивый — в этом провинциальном городке царь и бог.
Режиссёр, профессор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина Изольда Хвацкая, чьи постановки спектаклей «Касатка», «Провинциалка», «Завтрак у предводителя» и «Мысль» давно успешно идут на сцене театра «ФЭСТ», выбрала пьесу Островского не только из-за темы мошенничества, к которому часто прибегают современные дельцы и от которого страдают простые люди, но ещё и потому, что в ней говорится о любви.
Примечательно, что в этом спектакле нет второстепенных, лишних ролей (я говорю не о частоте появления на сцене, а о важности персонажа). Наоборот, выпади из него хотя бы слуга (Андрей Домнин) или служанка (Марианна Потапова), уже было бы не то. Например, сцена в начале первого действия, где слуги сдерживают разбуянившегося Аполлона Мурзавецкого, требующего водки, была бы лишена всякого смысла и юмора. А уж без хорошего дворецкого, знающего хозяйский характер на зубок, представить себе помещичий дом вообще невозможно. Именно герой Сергея Гришакова в самом начале постановки намекает зрителям на истинный характер Мурзавецкой, которая не любит говорить о деньгах, если их надо отдавать, а не получать.
Новый спектакль театра «ФЭСТ» понравится зрителю, который любит яркость, остроту и юмор пьес А.Н. Островского и не приемлет, когда режиссёр осмеливается переписывать или дополнять классические произведения. Изольда Хвацкая профессионально подобрала актёрский состав и очень бережно отнеслась к Островскому, не изменив ни слова, но раскрыв глубину каждой строки.
Анна СТОРОЖЕВА
Постоянный адрес cтатьи: http://gazetakoroleva.ru/?number=2009143&st=203