"ФЭСТ" поймал птицу счастья
Этой птицей оказался пеликан, а точнее, пьеса Джона Пристли "Сокровище острова Пеликан". Несмотря на всемирную славу драматурга, эта пьеса Пристли ставилась в России лишь однажды, в Старом Осколе. Это, с одной стороны, открыло перед "ФЭСТом" и режиссером Николаем Крутиковым безграничные возможности, с другой стороны, премьера пьесы в таком культурно насыщенном регионе, как Московская область, - дело ответственное. К тому же, для режиссера, как и для театра, это первый опыт постановки в жанре расследования. В этом авантюрном, по словам режиссера, жанре "присутствуют очень интересные моменты изучения человека".
"Мы живем в такой ситуации, когда четко просматривается линия отношений "деньги и человек", в ситуации выбора. Первоначально мы даже хотели дать спектаклю подзаголовок "страсти по золоту"", - говорит Николай Крутиков. А страсти на сцене разгораются нешуточные. Герои спектакля отправляются на остров Пеликан в поисках клада, и удача им улыбается: стоимость сокровища даже больше, чем можно было мечтать! Но, как гласит народная мудрость, был бы омут, а черти будут. И среди участников экспедиции, только что говоривших пылкие речи о дружбе, как снежный ком нарастает сомнение: правильно ли распределены доли и можно ли доверить кому-либо охрану ценностей до тех пор, пока за ними не придет яхта. Компания добрых друзей моментально превращается в змеиное логово, в дело идут отравления, измены и револьверы. Нервное напряжение столь велико, что его не выдержала даже природа, разразившись сильнейшим штормом (столь правдоподобно и красочно изображенным постановщиками спектакля). Но даже под страхом кары небесной жажда денег оказывается сильнее здравого смысла. Этот здравый смысл появляется в спектакле в образе шамана, не то реального, не то воображаемого, который с удивлением наблюдает за происходящим. Ведь даже вдали то цивилизации люди не перестают бороться за то, что в таких условиях не имеет никакой ценности.
Пристли - не первый автор, помещающий героев на необитаемый остров на проверку. В похожей ситуации оказывается и Робинзон Крузо Даниэля Дэфо. Разница в том, что Дэфо рассматривает зарождение отношений власти, модель государственного устройства на примере маленького замкнутого мирка, а Пристли в этот мирок помещает несметные сокровища, которые оказываются для людей гораздо дороже дружбы. Золотая лихорадка, как пеликан, захватила их в свой клюв, где они обречены сгнить.
Вообще, пеликан - это символическая, жертвенная птица во многих мифологических системах. Существует легенда, что когда детеныши пеликана умирали, отец семейства в отчаянье раздирал себе клювом грудь, чтобы накормить потомство собственной кровью и тем самым вернуть их к жизни. Пеликаном человечества назван Иисус Христос, принесший себя в жертву ради спасения. Жертва, как урок всему человечеству; урок, так скоро забытый. И таинственно, страшно, с укором возвышается на сцене над предметом раздора череп пеликана…
Анастасия Шалимова