О премьере спектакля по пьесе Клода Манье в театре «ФЭСТ» (режиссёр-постановщик – Игорь Шаповалов, художник - Ирина Титоренко).
«Оскар» следует произносить с ударением на последний слог, и никак иначе, потому что это - самая что ни на есть французская Франция! Сомневаться не приходится, все признаки налицо: Эйфелева башня в наличии, силуэты прочих парижских достопримечательностей в декорации присутствуют, Эдит Пиаф - как же без неё? На сцене есть ещё знаменитый диван-губы Дали, отсылающий нас в начало 1970-х годов. Или всё-таки в конец 30-х, когда был создан первый вариант этого шедевра? Брюки клёш и мини-юбки сомнений не оставляют: конечно, семидесятые!
Прежде всего, большое спасибо постановщику мытищинского «Оскара» и всем его соавторам. За что? За то, что удержались от искушения загрузить разросшийся до полноформатного спектакля водевиль глубокими психологическими проблемами и социальными подтекстами. К пьесе Клода Манье российские театры обращались за последнее время неоднократно: в рецензии на один из спектаклей мы можем прочесть, что всё это, включая бесконечную суету с подменой чемоданов, женихов и дочерей, повествует нам о «власти денег и девальвации чувств». В версии «ФЭСТа», слава богу, нет никакой девальвации, деньги чувствам не помеха, как и положено по законам жанра!
Возможно, в персонаже заслуженной артистки России Татьяны Полянской, играющей хозяйку дома, можно усмотреть отдалённый намёк на драматизм, некий взгляд в себя - а что я, собственно, делаю в этом дурдоме? Но это воспринимается как оттеняющая вкус щепотка специй в сладостях, как волшебный сок баобаба, который главный герой, мыльный магнат, добавляет в свою продукцию.
Красной нитью через весь сюжет пьесы проходит мыло - и в прямом смысле, и в переносном. Вспенить эту субстанцию, заставить всё вокруг искриться и пузыриться помогает бешеный темп, который задаёт мастер этого дела, заслуженный артист России Игорь Бондаренко в дуэте с Сергеем Хапровым, не уступающим ему по энергетике. Даже когда кто-то из них отсутствует на сцене, всё равно кажется, что они продолжают диалог. За это - респект: расслабься один из этих двоих - пена осядет... Уйдёт из зала эйфория смеха, невыразимой лёгкости бытия, за которой, собственно, зритель и приходит на комедию. Замечено, что наибольшим успехом лёгкий жанр пользуется в периоды напряжённой политической обстановки и конфликтов. Не случайно столько хороших, добрых советских комедий было снято в безумно тяжёлые годы войны. Кто-то должен напомнить нам о том, что жизнь прекрасна!
Сюжет не пересказываю, а то будет не так смешно.
Анна ГОРБАЧЁВА
"Родники", 26 апреля 2014 г.