Театр «ФЭСТ» открыл свой поздний театральный сезон долгожданной премьерой. Она всколыхнула мытищинских театралов.
ОБ АВТОРЕ. Михаил Булгаков сейчас востребован и актуален как никогда. В его пьесе «Кабала святош», переделанной из его же романа «Жизнь господина де Мольера», есть все - жизнь и смерть, противостояние художника и власти, не говоря уже о реалиях Франции времен короля-солнце Людовика XIV и костюмированной театральности - фижмы, камзолы, букли, парики.
О постановщике. Владимир Агеев, мытищинец, входит в пятерку лучших театральных режиссеров столицы. Лауреат театральных премий «Чайка» и «Золотая маска». Убежденный сторонник театра Васильева. В каждой своей постановке Агеев стремится докопаться до сути образов, философски осмысливает и обобщает их, сводя к неким архетипам.
Пьеса Булгакова представляет собой благодатное поле деятельности для постановщика, ибо конфликт искусства и жизни, творца и власти вечен и неизбежен. В этой точке автор и режиссер сходятся. Расходятся они в другом: по Булгакову - творец должен властвовать над миром, по Агееву - творец властвовать не может. Его власть пассивна, но действенна. Она сродни солнцу, которое мы не замечаем, но без которого не было бы жизни на земле. Недаром постановка Агеева называется «Солнцеликий». В ней нет прямых указаний на время происходящих событий: истинный художник всегда и везде противостоит власти, любой, будь то королевская Франция или социалистическая Россия.
Свое понимание этого общемирового конфликта Агеев выразил в спектакле двояко. Сначала посредством буффонады, почти цирка, потом - через высокую трагедию, которой неизбежно заканчивается противостояние художника и власти.
Актеры «ФЭСТа» - благодатный материал (в хорошем смысле слова) для театральных экспериментов и вполне прилично справляются с задачей, поставленной режиссером. Каждый персонаж несет определенное смысловое начало: сатирическое - король (А.Кузьменко), трагическое - Мадлена (Т.Полянская), роковое - епископ (А.Аптовцев), комическое - Бутон (С.Гришаков), гротесковое - косноязычный персонаж с цирковым шамберьером (С.Хапров). По ходу действия все это обрастает еще фантасмагориями в духе «Мастера и Маргариты».
Образ Арманды представлен в трех ипостасях - актриса, муза, ее проявления, а можно - милое дитя, возлюбленная, соблазнительница, или - девочка, девушка, женщина. Три актрисы А.Чебакова, Н.Ларюнина, А.Баринова, исполняющие эту роль, хорошо справляются со своей задачей, но именно оттого, что образ раздроблен на три части, единого целого не получается.
Зато Мольер (И.Бондаренко) целен и органичен во всех проявлениях своего характера. Он по-детски наивен, по-юношески влюблен, по-христиански смиренен, щедр, когда есть Деньги, добр - всегда. Он комичен и трагичен, унижен и возвышен. Он растоптан - при жизни. Он вознесен до небес - после смерти.
Владимир Агеев представил свою интерпретацию Булгакова. Спорную, интересную, оригинальную. Из подслушанных в фойе разговоров можно сделать вывод, что яркая театрализованная форма спектакля публике понравилась. Насколько она адекватна содержанию пьесы? Прочитайте Булгакова и сравните.
"Родники", 10 февраля 2006 г.