В театре «ФЭСТ» взрастили «Вишнёвый сад» — статья в издании «Спутник»

В театре «ФЭСТ» взрастили «Вишнёвый сад»   статья в издании Спутник

Театральная премьера – всегда событие! Особенно, если речь идёт о пьесе Чехова, любимой поколениями… Пьесе, в которой заложен смысловой код, понятный только тем, кто родился в России, и в чьей крови ещё сохранились вековые смятение и боль.

Впрочем, «Вишнёвый сад» – самое неустаревающее произведение классической литературы. Ведь и сегодня нам так понятен страх перед кредитом под залог недвижимости… И более века спустя сохраняется неодолимое противостояние предпринимательства и русской интеллигенции. Хоть уже и не дворянских корней сегодняшние раневские, скорее, советского времени, но как же много общих черт: доброта, неприспособленность, не умение заработать пресловутый миллион, что так хорошо удаётся лопахиным.

Конечно, Антон Павлович показал крайности – не все интеллигентные люди не умеют работать, и не все бизнесмены способны беспощадно начать рубить вишнёвый сад, полный любимых призраков прошлого, до отъезда бывших хозяев. Историю все помнят, а кто-то видел и прочтение другими театрами. Режиссёр мытищинского театра «ФЭСТ» Дмитрий Скотников последовал за самим Чеховым, определённо назвавшим эту пьесу комедией. И как ни больно за героев всё же постановка получилась по-настоящему смешной! Чуточку фривольной в сценах с горничной Дуняшей (Алина Тетиевская), что стало неожиданным, но до пошлости действие не опустилось.

Несомненной удачей спектакля стало то, что Лопахина сыграл харизматичный Павел Конивец – заслуженный артист Московской области. Ему удалось передать метания босоногого мальчишки, до сих пор не изжившего мучительные комплексы. Набобу хочется отомстить бывшим хозяевам за детство полное лишений, в свою очередь лишив их самого дорогого, аллегорией чего становится вишнёвый сад, но глубоко живущий в Лопахине трепет перед этими людьми заставляет страдать его самого. Потому и мечется купец, не решаясь сделать предложение Варе (Светлана Розова). Не страх перед браком говорит в нём, а боязнь не вписаться в их среду, остаться плебеем в глазах новых родственников.

Плохо образованный купец понимает, как мелок рядом с хозяйкой поместья, перед которой преклонялся с детства. То, что он и сейчас замирает перед Раневской не удивляет, когда видишь сияющие глаза Натальи Галютиной. Вроде, и ведёт себя героиня, уж простите, глуповато, отдавая нищему последний золотой, и дочерей часто ставит в мучительное положение, но понимаешь, почему все так любят эту женщину. Бывают люди природного обаяния, которым прощается больше, чем другим, и Дмитрий Скотников не ошибся с выбором актрисы, способной дать зрителю прочувствовать пленительную прелесть русской аристократии.

Впрочем, актёрский состав вообще прекрасен. Уморительно смешон шумный помещик Пищик, сыгранный Алексеем Аптовцевым! Очень хорош в роли Гаева (помните хрестоматийную беседу со шкафом?) заслуженный артист России Антон Кузьменко. А как знаком необоснованный снобизм лакея Яши (Артём Барсуков) – сына бывших крепостных: «…страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…»!

Прекрасный комедийный образ конторщика Епиходова, прозванного «двадцать два несчастья», создал Сергей Хапров. Это уровень чаплинского юмора – печальный, глубоко несчастный человек, вызывающий неизменный смех. Оксюморон, допустимый только на сцене, в жизни это, скорее, жестокость. Штрих буффонады внесла заслуженная артистка МО Наталия Ларюнина, благодаря которой образ гувернантки Шарлотты Ивановны стал настоящим сюрпризом.

Но абсолютный восторг вызвала работа заслуженного артист Московской области Фарита Халяпова: старый лакей Фирс в его исполнении был настолько органичен – не верилось, что играет его человек, который моложе героя более, чем на тридцать лет!

Исторический опыт позволяет Дмитрию Скотникову с долей иронии отнестись к персонажам, которых нам преподносили, как людей будущего, – пылкой юной Ане (Елизавета Пясковская) и вечному студенту Пете Трофимову (Филипп Ефимов). Слишком сложно всё в том будущем, за которое они уходят бороться…

Постановка радует режиссёрскими находками – например, эпизодом с фонариками, рождающим ассоциацию с толпой журналистов. Остальные перечислять не буду, чтобы оставить потенциальному зрителю возможность для приятного изумления.

Лёгкий, динамичный, местами пронзительно-печальный, порой вызывающий удивление спектакль, уверена, надолго войдёт в репертуар театра. Именно такое прочтение «Вишнёвого сада» стоит увидеть старшеклассникам, изучающим пьесу Чехова, чтобы у них не возникло отторжения классики.

Юлия Лавряшина, писатель
12 нояб. 2019 г
http://in-korolev.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *