Первое поколение в труппе театра «ФЭСТ» определяется наиболее четко – это те 14 смельчаков, которые в 1990 году коллективно поступили в Щепкинское училище. В преддверии юбилея театра наш собеседник – яркий представитель поколения основателей, заслуженный артист России Дмитрий Полянский.
Какое оно, первое поколение «ФЭСТа»? «Мне кажется, что нас изначально вела какая-то рука судьбы, – ответил Дмитрий Полянский. – Наверное, помогали высшие силы. С другой стороны, под лежачий камень вода не течет. Если бы мы не работали так жадно, нам бы никто и не помогал. Ни провидение, ни конкретные люди, которые приняли участие в нашей судьбе. А таких было немало».
На протяжении всех 35 лет истории театра его художественным руководителем, лидером и стержнем является заслуженный артист России Игорь Шаповалов – тоже человек первого поколения. Безусловно, для такого выдающегося творческого долголетия нужны исключительные качества характера. Какие? Талант и организаторские способности – само собой разумеется, а еще, как считает Дмитрий Полянский… некоторая степень авантюризма. Добавлю от себя: помноженная на трезвый расчет, на факультет электроники и счетно-решающей техники (ФЭСТ) тех, кто не умеет считать, просто не брали.
«Прийти в Министерство культуры России с заявлением о том, что мы талантливые, а поэтому нам надо разрешить коллективно, в количестве 14 человек, поступить в Щепкинское училище… без здорового авантюризма тут не обошлось. Мы тогда распределили между собой, кто в какой вуз поедет и …пошли по ректорам. Кстати, Константин Аркадьевич Райкин жалел, что нас не взял. Но это когда уже мы окончили Щепку. А когда мы только поступили, то умудрились на вечере первокурсников показать на легендарной сцене Щепкинского училища, в Ермоловском зале, клоунаду. В соответствующих костюмах и развеселом гриме. Педагоги были в некотором шоке», - вспоминает Дмитрий Полянский.
Принято считать, что театральный мир полон интриг и взаимной зависти, которая в определенном смысле даже способствует творческому процессу.
«Слава богу, это обошло нас стороной. Наверное, надо сказать спасибо педагогам, которые сумели нас правильно настроить. Семен Аркадьевич Баркан был очень мудрым человеком и настоящим профессионалом. Достаточно вспомнить наши дипломные спектакли. В одном у меня была главная роль, в спектакле „Мысль“ по Леониду Андрееву я играл доктора Керженцева, а в спектакле „Друзья“ по Кобо Абэ — крошечный эпизод. Семен Аркадьевич часто повторял, что для того, чтобы актер состоялся, нужно 10 процентов таланта и 90 процентов труда. Прожив большой кусок жизни, могу уточнить: на талант приходится 5 процентов, остальное — труд. И что самое интересное — от уровня природной одаренности это соотношение никак не зависит. Больше таланта — больше придется пахать. Такой вот парадокс», - рассказал Дмитрий Полянский.
Второе высшее образование фэстовцы получали заочно и платно. Суть заочного театрального обучения заключается в том, что действующие артисты приезжают в учебное заведение раз в полгода на месячную сессию. Но по настоянию бескомпромиссного руководителя курса студийцы находились в Щепке каждую неделю по три-четыре дня, так что форма их обучения не сильно отличалась от очной. Чтобы заработать на оплату обучения, молодые артисты делали шоу-программы, комические номера, детские представления, участвовали в концертах только что появившейся и еще не растиражированной передачи «Аншлаг». Клоунада стала первым коммерчески успешным проектом «ФЭСТа» и одновременно хорошей экспериментальной базой.
Есть у «ФЭСТа» спектакль-рекордсмен, как по количеству сыгранных представлений, так и по популярности у публики. А также по количеству бокалов шампанского и пирожных, которыми угощают зрителей. Просто так билет не купишь, в лист ожидания надо записываться. Спектакль «Под небом Парижа» по оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» поставил в 2000 году Дмитрий Полянский.
«За 23 года через этот спектакль прошла вся труппа, все четыре поколения. Начиналось все с того, что я преподавал актерское мастерство на курсе, где учились фэстовцы второго поколения, надо было ставить дипломный спектакль. Идею подала наш музыкальный руководитель Валерия Федоровна Возная. Сомневались, что споют, но — спели! Самое интересное, что и сегодня вместе с молодежью в спектакле заняты некоторые артисты из первого состава и из первого поколения „ФЭСТа“. Фарит Халяпов сначала играл одну роль, теперь другую, а вот Татьяна Полянская как играла мадам Арно, так и играет до сих пор. И ваш покорный слуга тоже остался месье Бруйяром», - улыбается Дмитрий.
В истории города «ФЭСТ» занимает очень важное место, за 35 лет театр стал неотъемлемой частью культурной и общественной жизни Мытищ. С артистами театра жители города встречаются не только на спектаклях. Особенно запомнились театрализованные программы на Дне города, посвященные истории Мытищ: гостями праздника бывали Екатерина II, Денис Давыдов, Савва Мамонтов.
«Можно назвать это социальным проектом: актерски помогали родному городу. А еще мы ведем несколько детских театральных студий. В студии „Песочница“ — два педагога, Игорь Калагин и Татьяна Полянская, еще одну студию ведут Сергей Хапров и Надежда Лаврухина. Также преподают театральное искусство детям Сергей Гришаков, Ирина Бричева, Елена Бондаренко. Передаем эстафету любви к театру следующему поколению мытищинцев!» - рассказал Дмитрий Полянский