Для поколения 1980-х СашБаш — рок-икона, а для многих нынешних 20–30-летних людей — terra incognita. Больше 20 лет в разных городах проводятся концерты и фестивали, посвящённые его памяти. Поэтому на молодом актёре Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» Филиппе Ефимове лежит большая ответственность: обычно для половины зала, если не больше, его моноспектакль становится первой встречей с творчеством Александра Башлачёва.
У моноспектакля Филиппа Ефимова «СашБаш. Вечный Пост» необычная судьба. Сначала он с успехом прошёл на трёх фестивалях. Стал лауреатом II степени III Международного молодёжного фестиваля спектаклей малых форм «Театромагия» (Самара, май 2015) в номинации «Профессиональный театр» за литературно-музыкальную композицию по стихам и прозе. Завоевал награду за лучшую мужскую роль на XX Международном фестивале «Земля. Театр. Дети» (Евпатория, июль 2015). Получил спецприз жюри и диплом «Надежда сцены» XII Международного театрального фестиваля-конкурса моноспектаклей «Камерата-2015», прошедшего в Челябинске в октябре. И затем уже вошёл в репертуар «ФЭСТа».
«СашБаш. Вечный Пост» — полностью авторский проект 23-летнего актёра, выпускника Самарской государственной академии культуры и искусств. Он сам написал инсценировку, основанную на стихах, песнях, письмах, фрагментах интервью и биографии легенды советского андеграунда Александра Башлачёва, сам её поставил и сыграл.
С творчеством загадочного СашБаша Фил познакомился ещё в школьные годы: «Мы все тогда увлекались игрой на гитаре, любили посиделки у костра, делились песнями. Один товарищ пел что-то. Я заинтересовался, узнал, кто автор. А потом зашёл как-то к другу. Он смотрел по Интернету концерт Башлачёва, на котором его попросили рассказать о себе. Башлачёв ответил: “Зачем?”. Это меня сразу зацепило. И, прослеживая его творчество, убеждаешься: человек всегда задавал себе вопрос “Зачем?” и чётко отвечал на него, идя своей дорогой, — честно, открыто, с уверенностью».
Молодому «фэстовцу» удаётся глубоко проникнуть в непростую судьбу автора-исполнителя. Фил не только очень эмоционально поёт его песни, в которых стилистика Владимира Высоцкого смешана с рок-драйвом («Время колокольчиков», «Все от винта», «Поезд № 193» и др.), но и знакомит публику с философской поэзией Александра Николаевича.
Это спектакль-исповедь, спектакль-откровение, что отразилось даже в сценографии — простой и в то же время насыщенной многозначными символами. К примеру, свисающие верёвки кажутся то колоколами, то путами, сковывающими поэта-пророка. И, когда Фил вяжет из них проём окна, вдруг осознаёшь, что Башлачёв не упал с 8-го этажа, а… улетел. «Отпевайте немых! А я уж сам отпоюсь…»
Текст Светлана Носенкова
Фото Автора
"Горизонты культуры"