Бывает, человек живет - не живет, а так - мается. И день ему не в радость, и ночь скорее бы пришла, и денег нет, и надо бы, надо бы изменить свою жизнь, но все как-то руки не доходят: то одно отвлечет, то другое, то карты, то друзья, то кутежи - попойки, то погода плохая. И лежит неделями нераспечатанное письмо от старой тетушки из деревни. И вдруг такая тоска нападет, что готов в петлю лезть, не то что в деревенскую глушь забраться. Впрочем, в петлю всегда успеется, а вот отчего бы к тетушке на деревенские хлеба не съездить, да на вольный воздух. Так или примерно так рассуждал в пьесе Алексея Толстого «Касатка» проигравшийся вдрызг и задолжавший всем и вся князь Вельский (Д.Полянский). Сказано - сделано. Взяв с собой Касатку, она же Маша, она же Марья Семеновна Косарева, она же бывшая певичка из шантана, а ныне сожительница князя (А.Баринова), Анатолий Петрович отправляется к тетушке (интересное решение возрастной роли Т.Полянской).
Князя восторгает все: и деревенский воздух, и парное молоко к завтраку, и куст крыжовника, и купание в реке - век бы так жил, а пуще всего воспитанница тетушкина, прелестная Раиса Глебовна (Е.Бондаренко, О.Алисова). Деревенской красавице поистертый столичный лев приглянулся тоже. Он так устал от непонимания, его никто не любит, не жалеет. И только она способна понять его, поддержать и одарить любовью. Горячее сердце, она готова бежать с князем прямо из-под венца. Бедный Анатолий Петрович совершенно растерялся от такого наплыва чувств. Оно, конечно, хорошо с юной девицей прокатиться по Волге, но благородство воспитания, но осознание своей никчемности, опять же денег нет...
А у жениха Ильи Ильича (неожиданный сюрприз А.Кузьменко, доселе зарекомендовавшего себя как характерный актер, в роли героя-любовника) свои проблемы. В Марье Семеновне он узнал свою давнюю студенческую любовь. Тут уж такие страсти разыгрываются. Касатка, приметившая бедного студента еще в пору своей шантанной юности, влюбляется в него безоглядно. Илья Ильич мужественно старается избегать чар обольстительницы, но гены неистового дедушки дают себя знать: он то готов стреляться с князем, то запирается у себя в комнате, то торопится под венец. И после всех душевных метаний в день свадьбы бежит с Машей. Скандал! Что скажет тетушка Анна Аполлосовна (Л.Лобанова)!
Комедия, хоть и лирическая, предполагает одного-двух комических персонажей. Следуя театральным законам, Алексей Толстой предусмотрел и это. Абрам Алексеевич Желтухин (ожидаемая и оправдавшая надежды работа И.Бондаренко), потомственный дворянин и прочая, по своей сути типичный нахлебник, обжора и выпивоха, так сказать, Фальстаф Мценского уезда.
Под стать ему простой мужик Панкрат (совершенно неожиданная и очень достоверная работа Ф.Халяпова).
И как водится в лихо закрученном сюжете, в финале все действующие лица встречаются в одном месте. Обе возлюбленные пары отбывают на пароходе в светлое будущее, по окончании которого (триста рублей небольшие деньги) вернутся под тетушкино крыло, Абрам Алексеевич обретает вожделенный кров над головой, а тетушка Варвара Ивановна - приятного постояльца. И все это действо сдобрено отлично исполненными русскими народными песнями и задушевными романсами. Ах, как же полезен деревенский воздух русскому человеку!
А.УРАЛОВА
"Родники", 11 апреля 2002 г.