Он с равным успехом играет и комедию, и трагедию, и детские спектакли. И везде интересен и убедителен. Антон КУЗЬМЕНКО - один из самых заметных актеров Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ», а с недавнего времени он еще и заслуженный артист Московской области.
- Антон, вы из первого поколения артистов «ФЭСТа»?
- Первым поколением в нашем театре себя еще никто назвать не может. Агитбригада «ФЭСТа» недавно отмечала свое 35-летие. Я тогда еще не родился.
- Но вы успели поучиться на «ФЭСТе»?
- Я доучился до четвертого курса и, когда уже не смог совмещать учебу в институте с театром, ушел.
- Крутой вираж, родители не возражали?
- Время было такое смутное. Не очень было понятно, что делать. Перспектива не просматривалась. Так что родители мне не препятствовали.
- У вас никогда не было сомнения в правильности выбранной дороги?
- По крайней мере все остальное я делаю хуже.
- Вы очень разносторонний актер. Свое амплуа вы как-то определяете?
- Я больше характерный артист, чем герой-любовник. Мне приходится их играть постольку, поскольку других исполнителей, видимо, нет.
- Но и эти роли у вас хорошо получаются.
- Они мне мало приносят удовлетворения. Хорошего человека сыграть тяжело. У него - одна краска, и найти в этом какую-то прелесть, сделать положительный персонаж естественным - трудно. А вот характерные персонажи - противоречивые. Играть их доставляет большее удовольствие.
- Антон, вы много играете в детских спектаклях. Вам это интересно?
- У нас в театре нет разделения на актеров детских и взрослых спектаклей. У нас детских спектаклей больше, чем во многих московских театрах, и отношение к ним другое. Детская публика более требовательна, ее не обманешь и на чистой технике не проедешь. Приходится полностью себя отдавать.
- Есть роль, которую вы играете с особым удовольствием?
- На данный момент мне интересна роль Антонио в «Чуме на оба ваши дома». Юмор и ирония Григория Горина мне близки. Независимо от своих неудач и успехов я иронично отношусь к ситуации, и это меня спасает в трудные моменты.
- Работа над ролью вам дается тяжело?
- Я очень противный актер, и режиссеры это знают. Я приставучий, задаю вопросы, всегда пытаюсь понять замысел режиссера и то, что он хочет сказать. Сейчас, когда я стал повзрослей и поумней, я предлагаю режиссерам: либо я выполняю то, что от меня хотят, и ничего не спрашиваю, либо я должен знать все до конца. Тогда я могу думать, размышлять и сам что-то предлагать.
- А вам самому как лучше?
- Вникать. Вот Рената Соти-Риади - она поставила у нас четыре спектакля - режиссер яркой формы и другой школы. Мне с ней работать тяжело. То, что она предлагает, мне кажется непонятным и неоправданным, но полные залы на ее спектаклях показывают, что она права. Исходя из этого, я примирился с тем, что спектакли всякие нужны, режиссеры всякие важны.
- Есть режиссер, которого вы могли бы назвать «своим»?
- Игорь Шаповалов. Это тот человек, который меня привел в театр. Но и он не всегда выдерживает мои вопросы. На некоторые из них я ответы не получил до сих пор.
- В спектаклях «ФЭСТа» всегда много музыки и песен. Вы тоже поете?
- Напеваю. Я ярый противник музыкальных спектаклей в нашем театре. Я имею в виду то, что можно назвать мюзиклом. Вот спектакль «Под небом Парижа» я не люблю, но людям нравится, и я ничего поделать с этим не могу.
- А что бы вы хотели сыграть?
- Еще со времен института мне всегда была ближе западная драматургия психологического характера, например, Беккет. Но этот слой драматургии вряд ли будет затронут в нашем театре.
- Почему?
- Наш театр - семейный. В том смысле, что к нам ходят всей семьей, и это не специально проводится, а складывается по жизни.
- Вы предпочли бы что-то более элитарное?
- Да. Думаю, если у нас появится малая сцена, то можно будет ставить и такие экспериментальные спектакли.
- Видела вас как-то в кино и в рекламе.
- Наверняка в массовке. Любой человек может прийти на «Мосфильм». Сейчас работы так много, что можно всю жизнь сниматься в массовке.
- Но вы же профессиональный актер...
- А это никого не интересует. Нужны либо знакомства, либо везение, либо фактура. Моя - не настолько востребована. Что касается рекламы, то один режиссер профессионально мне заявил, что вся реклама, хотя снимается в России, делается по заказу западных рекламодателей. А заказчик хочет видеть на экране тот тип русского, который он себе представляет, то есть светловолосого и голубоглазого, что в нашем понятии ближе к шведам. Мне сказали: «Жди. Может быть, понадобишься, когда будут рекламировать очередную пиццу». Жду.
Беседовала А.УРАЛОВА
"Мытищи", 17 июля 2004 г.